Бидермейер

Ступенчатые надстройки

Ступенчатые надстройки
Оценить статью

6-stil-bidermeer-v-interereБольшой территориальной дифференциацией отличались секретеры, снабженные ступенчатыми надстройками. Их оснащали внутри небольшими колонками, зеркальцами, выдвижными ящиками и потайными отделениями, украшали вставками пейзажной романтической живописи и фанеровкой. Именно в то время появились совершенно новые формы секретеров — с центральной частью крупной круглой или лироподобной формы, на цоколе с ящиками и ножками в виде лап. Эта оригинальная форма позволяет безошибочно узнавать стиль бидермейер.

Уникальными изделиями стали и маленькие секретеры в виде шара на высоких изогнутых ножках. В таких шарообразных вещицах открывалась четверть круглой крышки (как в цилиндрическом секретере), за которой находились миниатюрные ящички и ниши.

Из интерьеров исчезло свободно стоящее зеркало типа псише: его заменило узкое высокое зеркало, размещаемое в оконных простенках. В обиход вошло большое количество разнообразных столиков — для рукоделия с висячей корзиной для ниток из репса или тафты, для сервировки стола, чайных, ломберных, столов-косынок для установки в угол, маленьких очень узких дамских столиков-конторок, больших круглых гостиных столов, различных по конструкции письменных столов (в том числе высоких столов-конторок для письма стоя), подставок для книг и т. п. Они были столь же удобны, как английские образцы, но взамен композиционной остроты и тектонической напряженности обрели спокойный характер, соответствующий бюргерском быту.

Высокое мастерство мебельщиков позволило разрабатывать оригинальные конструкции многофункциональных мебельных предметов трансформеров, что соотносилось со стремлением к практичности и экономности буржуазного дома. Появлялись самые разные конструкции столов, стульев, раскладывающихся и складывающихся, т. е. трансформирующихся.

В мебели для сидения мастера бидермайера переходят к предметам гораздо более удобным и соразмерным, чем создававшиеся в период ампира. Их формы сглажены, контрасты прямых и кривых линий смягчены, сопоставлены легкие и массивные элементы.

Солидная горизонтальная вставка заменила ажурное заполнение спинок. Изменена и конструкция стульев: рама превратилась в систему боковых опор, скрепленных горизонтальными брусками, как в русских ампирных изделиях.

Формы этих опор весьма разнообразны — изогнутые, прямые, прямоугольные в сечении, с точеными ножками. Формы спинок также варьируются от простой прямоугольной до сложной щитообразной.

Мягкие сиденья для удобства пользования делают вкладными с обивкой недорогими тканями — ситцем в мелкий цветочный рисунок, кретоном светлых тонов (иногда с крупными цветами), но чаще однотонным или полосатым репсом. Используются и легкие практичные ротанговые сиденья. Облицовочные ткани тщательно подбирают по рисунку и цвету, чтобы добиться гармонии с оконными шторами.

Тяга к комфорту проявилась в новом типе кресла, внешне не очень привлекательном, так как его удобство обеспечивалось за счет утраты художественной формы. Это глубокое кресло с мягким, обитым колеей или тяжелыми тканями сиденьем и спинкой, сильно откинутой назад, и короткими ножками на маленьких колесиках получило название «жаба». Иногда такие кресла снабжали подставкой для ног, прикрепленным к подлокотникам пюпитром для книги и маленьким столиком для стакана чая или чашечки кофе.

Глубокие кресла, шезлонги, кресла-качалки, крылатые кресла, кушетки, разнообразные крупные и мягкие диваны — вот неполный перечень комфортабельной мебели для сидения и отдыха. Наиболее характерными для стиля бидермайер были большие диваны и софы. Распространенным стал тип диванов с криволинейными боковыми опорами, валиками и сплошной мягкой спинкой, повышающейся в центре.

Перед софой ставили круглый стол, столешницу которого поддерживала опора в виде балясин или римского канделябра на трех-четырех криволинейных или простых по форме ножках. Диваны и софы в окружении столов и стульев создавали гарнитуры и занимали почетное место в комнатах.

Знаменитым изготовителем такой мебели в Австрии был придворный мебельщик Й. У. Данхаузер. Большое распространение получили всевозможные малогабаритные мебельные изделия: столики для шитья, жардиньерки, корзинки для бумаг, многоярусные витрины и этажерки для фарфора и книг и т. п. Наиболее ярко и плодотворно бидермайер проявился в Австрии. В Англии начался затяжной период викторианского стиля, предвосхитившего европейскую эклектику.

В Германии классицизм сменился мягким бюргерским стилем, в разработке которого приняли участие выдающиеся немецкие архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Лео фон Кленце. Именно Кленце начал проектировать достаточно простые формы светлой, мягкой и уютной мебели, которая затем получила широкое распространение в Европе.

В России этот период породил своеобразное направление, органически связанное с русской художественной культурой еще более смягчившей формы позднего ампира, которое получило развитие, прежде всего, при создании усадебного интерьера и мебели.