Древняя Русь

Архангельский собор

Архангельский собор
Оценить статью

58archangelskiy-1-К крупнейшим культовым сооружениям Московского Кремля начала XVI в. относится Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный итальянским архитектором Алевизом Новым и служивший усыпальницей московских великих князей. Этот шестистолпный храм выделяется из культовых построек своего времени фасадами, украшенными элементами ордерной архитектуры итальянского Возрождения. В отличие от древнерусских церквей, опиравшихся на византийские традиции единства внешней и внутренней структуры, в этом соборе характер одноэтажного внутреннего пространства не соответствует его внешнему объему, трактованному с помощью расчлененных карнизом двухъярусных пилястр как двухэтажное палаццо. Русская культовая архитектура XVI в. отличается большим разнообразием типов храмов.

В это время завершается объединение русских земель вокруг Москвы и складывается общерусское зодчество, в котором местные архитектурные школы едва намечены (за исключением Новгорода и Пскова, где сохраняются местные строительные традиции предыдущих веков). Среди многочисленных храмов этого столетия можно условно выделить три основные группы: монументальные величественные сооружения, связанные с идеологией самодержавия и государственности, крупные монастырские соборы (возводившиеся, в том числе, на средства царской казны), посадские церкви (их число в XVI в. значительно выросло в связи с увеличением посадского населения, на чьи средства они строились).

Нередко такие храмы устанавливали на широкие подклеты, что позволяло использовать цокольный этаж для хозяйственных целей, а верхнюю часть — как гульбища или галереи. Главным новшеством в культовом зодчестве XVI в. является появление каменных шатровых храмов, прообразом которых были широко распространенные на Руси деревянные шатровые постройки. Определенное влияние на возникновение каменных столпообразных церквей оказало и развитие каменного крепостного строительства (башен, дозорных вышек).

Одним из наиболее ранних шатровых храмов считается церковь Вознесения Господня в Коломенском (1532 г.), строительство которой связывают с рождением сына Василия III — Ивана. Церковь построена из кирпича с белокаменными деталями и совмещает в себе традиции раннемосковского зодчества (килевидные арочки, ширинки) с ордерными формами (пилястры, антаблементы-капители, кронштейны).

Церковь представляет собой окруженное гульбищем (открытым в XVI в.) квадратное помещение с четырьмя небольшими притворами, придающими ему в нижней части крестообразный вид. На фасадах притворы завершаются кокошниками, обеспечивающими композиционный переход к восьмигранной верхней части, а затем к самому шатру. Смелым новшеством является отсутствие алтарной абсиды (главной части христианского храма) и абсолютная центричность внутреннего пространства церкви.

Интерьер церкви имеет ясно выраженную вертикальную устремленность (8,5 х 8,5 х 60 м). Ее подчеркивают пилястры с капителями (повторяющие по рисунку и высоте наружные пилястры), над которыми в интерьере четверик переходит в восьмерик и, далее, в шатер, заливающие храм светом из окон с широкими откосами.