Древняя Русь

Царский Теремной дворец

Царский Теремной дворец
Оценить статью

30_456_bigВо второй половине XV и XVI в. каменные палаты начали строить многие знатные люди в Москве и других русских городах, но до нашего времени они почти не сохранились. В лучшей сохранности — жилые постройки XVII в., когда в каменном строительстве продолжали использовать привычные схемы деревянных жилых ячеек. В посадском строительстве сохранилась трехчастная структура дома, несколько видоизмененная под влиянием его многоквартирного характера: место сеней занял широкий коридор, с одной стороны которого располагались парадные палаты, а с другой — жилые комнаты.

В толще стен могли устраивать лестницы и туалеты, оборудованные специальными гончарными трубами. Стала разнообразнее конфигурация планов, в том числе планы «покоем» и «глаголем» (например, дома Поганкиных и Меншиковых в Пскове). Часто нижние, каменные этажи таких домов были основанием для верхних, деревянных.

Каменные палаты служили парадными помещениями, а для жилья предпочитали деревянные хоромы. Строились и целиком каменные палаты, которые могли достигать трехэтажной высоты и соединяться арочными переходами с домовой церковью (палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве). После пожара 1626 г., уничтожившего значительную часть построек в Москве, в том числе в Московском Кремле, власти стали особенно настойчиво призывать богатых горожан к строительству каменных домов.

В Кремле в это время (1635-1636 гг.) по проекту московских мастеров А. Константинова, Б. Огурцова, Т. Шарутина и Л. Ушакова был построен новый царский Теремной дворец. В его архитектурной композиции также чувствуется влияние приемов деревянного зодчества: он размещен на подклете, которым служат первые два этажа, оставшихся от дворцовых построек XVI в. Третий этаж имеет служебное назначение, четвертый — жилое, а на пятом расположен терем со «смотрильной» башенкой, окруженный гульбищем.

Планировка жилого этажа близка к анфиладной системе — дверные проемы еще не находятся на одной оси. Все помещения имеют близкие размеры, раскрываются тремя окнами на юг и следуют одно за другим (сени, передняя палата, престольная палата, спальня с примыкавшей к ней молельней). Палаты перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками, окаймленными жгутами из резного белого камня, над окнами и дверями.

Полы жилых покоев выложены дубовыми шашками. Стены и своды во второй половине XVII в. были расписаны фресками (росписи, выполненные под руководством известного живописца Симона Ушакова, не сохранились).

Элементами внутреннего убранства были также изразцовые печи, белокаменные резные порталы дверей, узорчатый рисунок слюдяных окон и тисненая кожа обивки дверей. Основное отопление Теремного дворца (как и Грановитой палаты, а также резиденции патриарха) осуществлялось при помощи горячего воздуха, который подавался в комнаты по гончарным трубам от печей, устроенных в подклете.