Древняя Русь

Церковь Покрова Богородицы в селе Медведкове

Церковь Покрова Богородицы в селе Медведкове
Оценить статью

church_in_medvedkovoДекоративная отделка интерьеров церкви довольно скупа: стены монохромны, росписи отсутствуют, ордерные детали строги. Художественная, образная выразительность основана главным образом на структурно упорядоченной пластике архитектурных поверхностей и динамике самого внутреннего пространства, подчеркиваемой этой пластикой. Эти церкви в ХVI — первой половине XVII в. обычно строились по заказу царского двора и были посвящены тем или иным памятным событиям.

Нередко храмы, представлявшие собой композицию «четверик-восьмерик-шатер», по образцу Коломенской церкви устанавливали на подклеты и окружали гульбищами (например, церковь Петра-митрополита в Переславле-Залесском 1585 г., Богоявленская церковь в селе Красное 1592 г., церковь Покрова Богородицы в селе Медведкове Московской области 1620-хгг.). Относительная простота вертикально устремленных интерьеров таких церквей контрастирует с пластической сложностью их фасадов (выразительный силуэт, многоярусные горизонтальные членения карнизами и кокошниками). Приоритет композиционной значимости принадлежит скорее внешнему объему, чем внутреннему пространству. В первой половине XVII в. наряду с одношатровыми храмами появляются каменные церкви с многошатровыми завершениями основного помещения.

Интерьер в них теряет связь с внешним объемом, отделившись от шатра (как и в деревянных шатровых церквах) промежуточным перекрытием, которое снижает теплопотери в холодное время года и, одновременно, архитектурно-художественную выразительность внутреннего пространства. В качестве примеров можно упомянуть трехшатровую Дивную церковь в Угличе (1628 г.), двухшатровую надвратную церковь Ферапонтова монастыря (1649-1650 гг.), пятишатровую церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649-1652 гг.), где все шатры, за исключением колокольни, являются чисто декоративными элементами архитектурной композиции и не связаны с пространством интерьера.

В русской архитектуре XVI в. появился еще один новый тип каменных церквей — многостолпный храм. Первым примером таких храмов считается церковь Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи в селе Дьяково, заложенная в 1547 г. в честь принятия Иваном Грозным царского титула.

Эта церковь состоит из центрального восьмигранного объема, окруженного четырьмя меньшими — восьмигранными башнеобразными, начинающимися от земли. Интерьер церкви, таким образом, распадается на пять отдельных церквей, соответствующих канонической пятиглавой системе и связанных между собой переходами. Пластическая разработка интерьера центральной части — гораздо более сдержанная, чем на фасадах.

Она включает в себя ряд горизонтальных карнизных членений, соответствующих отдельным ярусам композиции, и вертикальные ниши на стенах. Церковь в селе Дьяково предвосхитила появление Покровского собора что на Рву, известного как собор Св. Василия Блаженного и построенного в 1555-1561 гг. по проекту русских мастеров Бармы и Постника. По велению царя храм должен был включать в себя восемь престолов, мастера же для уравновешенности общей композиции воздвигли девять церквей с взаимно соподчиненными объемами, в системе которых выделяется центральный столп, завершенный высоким шатром.

Все они размещены на общем подклете и соединены переходами. Главный вход с Красной площади выделен широкими наружными лестницами с шатровыми крыльцами. В основе плана — система вписанных квадратов (крупный внешний квадрат, в углах которого находятся большие столпы, а в углах диагонально вписанного в него квадрата — меньшие же столпы).