Древняя Русь

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице
Оценить статью

95469558Особое место в русской художественной культуре занимает архитектура Новгородской и Псковской земель. В 1163 г. в Новгороде установился вечевой строй — своеобразная республика, в которой власть была сосредоточена в руках бояр и высшего купечества, избиравшихся на вече. Земли Новгорода и Пскова были единственными русскими областями, не подвергшимися татаро-монгольскому нашествию, что обусловило достаточно демократичный характер строительства, уменьшение размеров храмов и возрастание роли небольших приходских церквей. Строительство каменных зданий в конце ХІІ-ХІІІ в. здесь не прервалось, но их пространственная и конструктивная структура значительно упростились.

Строительным материалом был камень — красноватый известняк и плитняк. В Пскове все каменные здания строили из серого плитняка на розовом цемяночном растворе (известковом растворе с кирпичной крошкой).

Кирпич использовали фрагментарно и в небольшом количестве. Камни отесывались довольно грубо и имели неправильную форму, промежутки между ними заполняли раствором. Неровность архитектурных поверхностей и криволинейность контуров придавали постройкам своеобразную живописную пластичность, являющуюся особенностью новгородского и псковского зодчества.

Основой планово-пространственной организации была одноглавая четырехстолпная крестово-купольная система. Характерным и наиболее ранним примером таких храмов является церковь Спаса на Нередице (1198 г.) — последняя княжеская культовая постройка Новгорода. Пространство ее интерьера менее расчленено, чем во владимиро-суздальских храмах.

Столбы — не крещатые, а квадратные в плане, внутренние стены лишены утолщений-лопаток, боковые абсиды гораздо ниже средней. Все ячейки здания, кроме центральной, перекрыты коробовыми сводами.

Небольшие хоры устроены не на сводах, а на деревянном накате. В пространство церкви была открыта только средняя часть хор, а боковые, находящиеся за глухой стеной, представляли собой изолированные приделы.

На хоры молено было попасть по узкой лестнице, расположенной в толще западной стены. Интерьер церкви характеризуется относительной простотой и камерностью пространства, упрощенностью архитектурных форм, лишенных скульптурного декора.

Единственным декоративным средством являются фрески, покрывающие сплошным ковром стены, своды, конху и купол. При расположении фресок друг над другом горизонтальными регистрами их композиция в пределах каждого регистра свободна и асимметрична.

Многофигурные сцены и единичные изображения произвольно сочетаются с медальонами, живописные композиции переходят с одной стены на другую. Несущие и несомые элементы конструкции зрительно переходят друг в друга.

Сходные по стилистике росписи интерьеров второй половины XII в. (церкви Благовещения в Аркажах близ Новгорода, храма Св. Георгия в Старой Ладоге и собора Миролсского монастыря) позволяют говорить о сложившейся в то время новгородской школе фресковой живописи.