Древняя Русь

Церковь Св. Параскевы Пятницы

Церковь Св. Параскевы Пятницы
Оценить статью

250px-Paraskeva-Piatnitsa_Church_on_Yaroslav's_Court_(Veliky_Novgorod)Особое место в древней новгородской архитектуре занимает церковь Св. Параскевы Пятницы на Торгу в Новгороде (Ярославово дворище, 1207 г.). Интерьер ее отличается ярко выраженной вертикальной устремленностью внутреннего пространства. Угловые секции перекрыты полуцилиндрическими сводами, на верхние части которых опираются цилиндрические своды центрального нефа. Эта конструкция станет широко распространенной в новгородском зодчестве XIII-XIV вв. Она встречалась также в Смоленске (церковь Св. Михаила Архангела, 1191-1194 гг.) и Чернигове (Пятницкая церковь, конец XII-начало XIII в.). Это конструктивное решение обусловило трехлопастное очертание фасадов. В XV в. трехлопастные кровли были заменены восьмискатными.

Наиболее известными культовыми постройками такого типа являются небольшие загородные монастырские церкви Св. Николы на Липне (1292 г.) и Успения Богородицы на Волотовом поле (1352 г.), а также более крупные новгородские городские храмы — церковь Св. Фёдора Стратилата на Ручье (1361 г.) и Спасо-Преображенский собор на Ильине улице (1374 г.). Интерьеры этих четырехстолпных церквей отличаются расширением подкупольной части за счет приближения столбов к стенам. Хоры устраивали на каменных сводах с небольшими приделами и помещениями, использовавшимися в качестве хранилищ.

В Спасо-Преображенском соборе полати представляют собой две замкнутые камеры в углах здания, связанные между собой деревянным переходом. Интерьеры этих храмов были богато расписаны фресками. Особую художественную ценность представляют собой росписи Спасо-Преображенского собора, выполненные в 1378 г. Феофаном Греком.

Он одним из первых на Руси использовал в монументальных росписях экспрессивную живописную технику, основанную на энергичных мазках и сочных бликах. Росписи располагались друг над другом горизонтальными регистрами.

Единичные изображения святых свободно чередовались с многофигурными сценами, причем каждая фигура в композиции жила обособленной жизнью. Близки по характеру к росписям Спасо-Преображенского собора фрески в интерьерах церкви Св. Фёдора Стратилата, выполненные под влиянием живописи Феофана Грека. Еще более экспрессивны по композиционному строю росписи интерьеров церкви Успения Богородицы на Волотовом поле, исполненные в те же годы неизвестным новгородским мастером.

В этих росписях очерченные стремительными линиями фигуры изображены в быстром движении. Их развевающиеся одежды и энергичные жесты придают интерьерам церкви особый динамизм. По образцам церквей Св. Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице в конце XIV в. строились все новгородские храмы — Св. Иоанна Богослова в Радоковицах, Св. Дмитрия Солунского на Московской улице, Покрова в Зверине монастыре и др. В культовом строительстве XV в. преобладают миниатюрные церкви, сохраняющие прежнюю композиционную структуру.

Некоторые храмы устанавливают на подклеты — нижние этажи, используемые как хозяйственные помещения. Одновременно в ряде построек намечается возврат к позакомарным композициям XII в. (церковь Св. Иоанна Предтечи на Опоках 1454 г., выстроенная на фундаменте одноименной церкви XII в., церкви Спаса на Руссе 1422 г. и Воскресения на Мячине 1465 г.).