Древняя Русь

Церковь Св. Троицы

Церковь Св. Троицы
Оценить статью

trisvienibas_baznica1_bПисания в них живо интерпретируются как занимательные повести или сказки с множеством бытовых сцен. В основу композиции некоторых стенописей положены гравюры на библейские темы, изданные в Голландии в середине XVII в., которые во фресковом варианте подверглись коренной переделке. Большой интерес представляют росписи интерьеров московской церкви Св. Троицы в Никитниках, Троицкого собора Калязинского монастыря, церкви Воскресения в Ростове Великом и выполненные в XVII в. фрески московского Архангельского собора. Рубеж ХII так называемый период нарышкинского, или московского, барокко — можно считать переходным между архитектурой Средневековья и Нового времени.

Каменное строительство в этот период переживает необычайный расцвет. В культовую архитектуру еще сильнее проникает светское начало, вводятся элементы ордерной системы. Однако ордерные формы обычно не имеют канонических пропорций и структурно-тектонической основы, а превращаются в декоративное убранство архитектуры, как бы продолжая вместе с переработанными на русский лад барочными мотивами (перегруженность деталями, многочисленные выступы на фасаде, разорванные наличники, витые формы и др.) традиции узорочья предыдущих десятилетий.

В отделке фасадов и интерьеров вновь широко используется белокаменная резьба. Иногда ордерные формы, расчленяющие фасады как бы на отдельные этажи, не имеют связи с единым внутренним пространством церквей (например, Введенский собор в Сольвычегодске 1689-1693 гг., церковь Св. Николы Большой Крест в Москве 1680-1688 гг., церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Строгановская) в Нижнем Новгороде, 1710-е гг.). Культовая архитектура в это время характерна обилием разных типов храмов — бесстолпных и четырехстолпных, клетских (повторяющих особенности высокого клетского храма — первого типа деревянного храма).

Появляются и новые типы храмов — ярусные башнеобразные под колоколы (т. е. церкви-колокольни), в которых традиционный восьмерик на четверике центральной башенной части сочетается с конфигурацией планов нижних частей в виде четырехлистника (церковь Покрова Богородицы в Филях 1693-1694 гг., белокаменная церковь Знамения Богородицы в Дубровицах без звонницы 1690-1704 гг., церковь Спаса в селе Уборы 1694-1697 гг., архитектор Я. Бухвостов) или в виде прямоугольника с абсидными торцами (церковь Св. Троицы в селе Троице-Лыкове 1698-1704 гг., архитектор Я. Бухвостов). Такие храмы устанавливали на цоколи или подклеты и окружали традиционными открытыми гульбищами, являвшимися как бы промежуточной (серой) зоной между интерьером и окружающими пространство широкими парадными лестницами.

Так далее, как и внешние объемы, интерьеры церквей решаются декоративно, нарядно, пышно и по-светски. В церкви Покрова Богородицы в Филях интерьер симметричен, все абсиды почти равнозначны. Вместо традиционных хоров на западной стене устроена ложа для заказчика — Л. К. Нарышкина.

Сложность и богатство крупных архитектурных форм дополнены резными обрамлениями арок и многоярусным иконостасом. Золоченая резьба иконостаса и ложи, отсутствие фресковых росписей, типичных для предыдущих десятилетий, придают церковному интерьеру дворцовый характер.