Древняя Русь

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы
Оценить статью

250px-Bogorodica-PirogoschaИнтерьеры таких храмов богато украшали мозаиками и фресками, полы и стены облицовывали цветным полихромным камнем. Кладка из плинфы (средний размер кирпича — 40 * 30 * 3,5 см) была заимствована из Византии. Однако такая система кладки, в которой швы были втрое шире рядов кирпича за счет закрытия цементным раствором с кирпичной крошкой углубленных рядов (в результате внешние стены имели полосатый красновато-розовый рисунок), была распространена в Киеве уже в X в., а в Византии появилась только в конце XI в., под влиянием киевской архитектуры.

Первой крупной каменной культовой постройкой Киева была не сохранившаяся до наших дней церковь Успения Богородицы, или Десятинная церковь (989-996 гг.), в строительстве которой участвовали выписанные князем Владимиром из Византии греческие мастера. Название «Десятинная» связано с тем, что на ее содержание была выделена десятая часть княжеских доходов.

Церковь была разрушена во время монгольского нашествия в 1240 г. По данным археологических раскопок, Десятинная церковь сначала представляла собой трехнефный крестово-купольный храм. План его отличался геометрической неправильностью, что связано с неточностями разметки строительной площадки при помощи мерного шнура.

В XI в. храм был обстроен боковыми галереями и превратился в большой шестинефный многоглавый собор. Найденные детали отделки интерьера свидетельствуют о необычайном богатстве его внутреннего убранства. Стены были покрыты мозаиками и фресками, в парапетах хор использовались плиты красного шифера и мрамора, покрытые резным орнаментом.

Панели стен были украшены инкрустациями из красного порфира. Особой нарядностью отличались полы церкви, относительно хорошо сохранившиеся до нашего времени. Пол центрального нефа был выложен из мозаики — кусков зеленого, белого и пятнистого мрамора, лилового порфира, шифера и смальты.

В алтаре в шахматном порядке чередовались плиты из красного шифера и белого мрамора. Полы в боковых нефах представляли собой орнаментальный ковер из поливных майоликовых плиток разной величины, формы и цвета. Декоративное красочное убранство интерьера дополняли иконы, кресты, сосуды и другая церковная утварь.

Строительный опыт, полученный при создании интерьеров Десятинной церкви, и примененные его строителями архитектурно-художественные приемы были в дальнейшем использованы при постройке наиболее значительных храмов Киевского государства — Спасо-Преображенского собора в Чернигове (примерно 1036 г.), Успенского собора Киево-Печерской лавры (1073-1078 гг.), соборов Св. Софии в Киеве (строительство закончено в 1037 г.) и Новгороде (1045-1052 гг.). Главным храмом древнерусского государства стала соборная церковь Св. Софии в Киеве, остававшаяся вплоть до конца XV в. самым крупным зданием на Руси. До нашего времени фасады Софийского собора дошли в абсолютно искаженном виде, что стало результатом пожаров, разрушений, ремонтов и обновлений, которым он подвергался вплоть до XIX в. Интерьеры же сохранили не только пространственную структуру, но и значительную часть монументально-декоративного убранства.