Древняя Русь

Древнерусская мебель

Древнерусская мебель
Оценить статью

2321bbc9bc20Подлинных предметов раннего периода древнерусской мебели не сохранилось, за исключением единичных образцов конца ХVI — начала XVIII в. Однако косвенные источники, миниатюры, описи дворцов и домов знати, монастырей, записки путешественников дают исчерпывающее представление о мебельном искусстве Древней Руси. Мастера, занимавшиеся обработкой дерева (плотники, столяры, токари, резчики, позолотчики и т. п.), располагали достаточно большим набором инструментов и простейшими токарными механизмами. Для изготовления мебели и интерьерного убранства употреблялись местные породы — дуб, сосна, береза, липа, клен, дополнявшиеся тканями, кожами и мехом. В качестве декоративных материалов применялись резная моржовая кость, камень на Урале, металл; металлические детали гравировались, чеканились, украшались цветными камнями.

Деревянные поверхности предметов обычно покрывались смолой, жидким воском и олифой, орнаментально и сюжетно расписывались. Наиболее распространенной техникой декорирования была резьба геометрического и растительного характера, для парадной мебели применялась позолота.

Типологически самые ранние предметы восходят к византийской традиции, широко использовались архитектурные мотивы, а с XVI в. перерабатывались формы итальянского Возрождения. Самая ранняя мебель на Руси органично связана со строением жилища.

Все мебельное убранство состояло из встроенной, стационарной мебели, которая решалась воедино со стеной помещения и отдельно стоящими предметами. Элементы стационарной обстановки делали одновременно с постройкой дома, встроенными, представлявшими собой в большей степени оборудование в виде обрамления печи, полатей, голбцов, лавок и полок. Основными предметами были лавки, скамьи, табуреты, на которых сидели, спали и работали.

Размещение их по периметру помещения сохранялось во всех деревянных и каменных зданиях вплоть до XVIII в., а в крестьянском жилище — до XX в. Для хранения посуды применялись открытые полки, закрытые настенные шкафы или поставцы. Центральным в доме был стол в красном углу, символизировавший понятие престола.

Для пристроенных в стену лавок была характерна так называемая опушка — окаймление резными деталями краев лавок и ножек в виде архитектурных арок, гирек, геометрического орнамента. Скамьи, в отличие от неподвижно встроенных в стену лавок, были переносными, со спинками и без них, и применялись не только для сидения, но и заменяли спальное место, будучи придвинутыми к лавке.

Их спинки делались стационарными и перекидными. Скамьи с перекидными спинками назывались переметными, а спинка — переметом.

Возможность перекидывать спинку с одной стороны на другую достигалась деревянными шарнирами и создавала особое удобство. Декор в виде пропильных и резных орнаментов в основном располагался на спинке и боковинах.

Конструкции переметных скамей повторяли и оригинальные кресла на одну персону. Для хранения применяли сундуки, подголовники, шкафы, поставцы, ларцы, короба, висячие полки.

Помимо отдельных изделий, встречались встроенные шкафы в нишах стен каменных зданий — печуры, имевшие полки и железные или деревянные навесные дверцы. Поставцы представляли собой емкие двухъярусные шкафы, наиболее ранние — с выступом в нижней части, крупные поставцы ставились на пол, небольшие — на лавки и специальные подставки, а миниатюрные шкафчики и ларцы были настольными. Изнутри поставцы часто оклеивались бумагой или набивной тканью, а снаружи могла применяться оклейка бархатом, накладными декоративными резными деталями.

Но чаще всего они расписывались темперной или масляной краской цветочными и орнаментальными композициями с букетами цветов и сценами с орлами, львами, сиринами, что было типично, как для богатого сословия, так и для крестьянского быта. Украшали вещи, как правило, глухой и сквозной резьбой, пропильными узорами, точеными колонками, росписью геометрических или растительных мотивов. Декор всегда органично связывался с формой и функцией предмета.

Детали столов, шкафов, балясины спинок скамеек вторили архитектурным мотивам порталов церквей, из убранства которых были заимствованы многие мотивы резьбы и росписи для украшения мебели, скачущие единороги, львы в окружении завитков, лентообразные орнаменты.