Древняя Русь

Городские деревянные дома XVI в

Городские деревянные дома XVI в
Оценить статью

IzbaГородские деревянные дома XVI в. были либо односрубными четырехстенными, либо более сложными — состоявшими из отапливаемой избы, сеней и клети, использовавшейся как кладовая или летнее жилье. Такие дома для сохранения тепла нередко устанавливали на подклет. Трехчастная структура посадских домов и хором использовалась и в XVII-XVIII вв., принимая разные композиционные варианты в конкретных строениях. Жилые отапливаемые помещения (горницы) могли располагаться на двух этажах.

Лестницу в этом случае устраивали в сенях, а кладовые и кухню размещали в подклете. В состав жилого дома, кроме теплых горниц, служивших спальнями (покоями), могли входить летние спальни (терема), обычно расположенные наверху, и помещения для всей семьи или приема гостей (повалуши).

Все эти части дома нередко имели разные кровли. Увеличение количества помещений в дворцовых постройках обусловило появление нескольких хором, связанных между собой переходами. Наиболее выдающийся и изученный деревянный дворец XVII в. — царский дворцовый комплекс в Коломенском.

Он был построен мастерами С. Петровым, И. Михайловым и С. Дементьевым и простоял 100 лет (1668-1768 гг.). Семь разных по конфигурации, высоте и форме кровель хором членов царской семьи были связаны переходами между собой, с подсобными помещениями и дворцовой церковью. Каждые хоромы, в свою очередь, состояли из нескольких клетей с сенями и крыльцами. Такая затейливая, асимметричная композиция дворца не только придавала сказочную живописность его внешнему виду, но и обуславливала эмоциональную динамику восприятия интерьеров при передвижении через различные группы помещений.

В Московском Кремле деревянные дворцовые постройки в конце XV в. сменились каменными строениями (кроме жилой части, остававшейся до XVII в. деревянной). В их объемно-пространственной структуре ясно прослеживается влияние традиций деревянного зодчества — асимметричная композиция из отдельных хором с разнообразными кровлями, приставленных друг к другу, как деревянные клети, или соединенных переходами и гульбищами.

От дворцовых палат того времени сохранилась только Большая, или Грановитая, палата, построенная в 1487-1491 гг. итальянскими архитекторами Марко Руффо и Петром Солари. Она представляет собой квадратное в плане помещение со столбом в его центре, на который опираются четыре крестовых свода.

Эта палата предназначалась для торжественных дворцовых церемоний, совещаний, приема иностранных послов, являлась самым просторным для своего времени светским интерьером на Руси (площадь — около 500 кв. м, высота — более 9 м) и должна была символизировать величие русского государства. Отделка интерьеров палаты неоднократно менялась. Стены, первоначально облицованные белым камнем, в конце XVI в. были покрыты фресковой росписью с религиозно-историческими сюжетами, которая не дошла до наших дней (существующая роспись выполнена в XIX в.). Центральный столб первоначально также имел белокаменную резьбу.

С Соборной площади Кремля к палате примыкала открытая парадная лестница, ведущая в сени, которые соединялись с главным залом через белокаменный резной портал со сложным орнаментальным рисунком. Над сенями находилось помещение, откуда через окно в стене женщины царской семьи могли наблюдать за происходящим в тронном зале.