Древняя Русь

Культовые интерьеры

Культовые интерьеры
Оценить статью

image_36.Во второй половине I тысячелетия н. э. на восточнославянских землях сложилось несколько государственных объединений — Новгородское (Славия), Поднепровское (Куявия), а в IX в. возникло наиболее могущественное Киевское государство, включавшее в себя крупнейшие города Руси Новгород, Чернигов, Смоленск и Полоцк. В 988-989 гг. киевский князь Владимир Святославович принял византийское христианство в качестве единой религии всех русских земель, что активизировало экономические и культурные связи, способствовало преодолению бытовавшей в них племенной разобщенности, синтезу восточнославянских народных традиций с культурой Византии, Средиземноморья и Передней Азии. Первый этап развития архитектуры христианской Руси соответствует империи Рюриковичей — Киевской Руси. Киев, «мать городов русских», стал центром ремесел и торговли, в который вели пути из стран Востока, Византии и Западной Европы.

Для работы в Киев приглашали «греков» — византийских архитекторов и живописцев. Одновременно складывалась национальная архитектурно-художественная школа, которая опиралась и на достижения византийской культуры, и на местные традиции, основанные на специфике социально-экономических условий, мировосприятия, строительных приемов и материалов.

Приняв византийское христианство с его религиозными идеями и культовым ритуалом, Русь заимствовала и основные композиционные принципы и приемы организации предметно-пространственной среды храмовых построек. Ведущим и, по сути, единственным типом церковных сооружений на протяжении последующих пяти веков был крестово-купольный храм, в котором центральный купол опирался на поддерживающие его арки, а ветви креста образовывались цилиндрическими сводами, связывающими арки со стенами или с арками соседней ячейки. Угловые ячейки перекрывали крестовыми, цилиндрическими сводами или малыми куполами.

Декоративная отделка интерьеров была также заимствована из Византии. Первоначально в интерьерах киевских церквей господствовала строгая центричность при доминировании вертикальной оси, устремленной к метафорическому небу — куполу на барабане, сквозь окна которого лился «болсественный» свет.

Основные культовые церемонии проходили в центральном подкупольном пространстве, где стоял амвон. В дальнейшем равное значение с вертикальной осью получила горизонтальная ось «запад-восток», отражающая иерархическое трехчастное членение интерьера на нартекс, собственно храм и алтарь, к которому был придвинут амвон. Небольшие церкви часто строили из дерева.

Судя по сохранившимся с XII в. изображениям, они представляли собой высокие рубленые столпообразные сооружения, крытые шатром или имеющие несколько шатровых башен. По структуре они были сходны с башнями жилых теремов знати. Каменные церкви Киевской Руси строили по крестово-купольной схеме с перекрытыми угловыми ячейками и двухъярусными боковыми нефами с позакомарным покрытием (закомара — полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствующее внутренней форме свода).

Иногда использовалась так называемая полосатая кирпичная кладка, в которой чередовались утопленные в раствор и выходящие на поверхность ряды широкого плоского обожженного кирпича — плинфы.