Древняя Русь

Монастырские кресла

Монастырские кресла
Оценить статью

maltese-chair001Наиболее ранние образцы представляют собой так называемые монастырские кресла. Их каркасная конструкция из прямоугольных брусков имеет завышенное сиденье, спинку и высокие подлокотники в виде тонких филенок со сквозной плоско-рельефной резьбой или вьющейся шнуровидной полосой из повторяющихся Б-образных завитков, традиционный орнамент которых восходит к новгородскому искусству XII столетия, или же с прорезным геометрическим орнаментом, или в виде решетки, выполненной в характерной конструктивной манере в полдерева. По письменным источникам известно, что на сиденье таких кресел для удобства и торжественности принято было класть подушку, а под ноги ставили невысокую скамеечку. Кресло из коллекции Исторического музея имеет характерную форму.

У него ясная каркасная конструкция из брусков квадратного сечения, а высокая глухая спинка, сиденье и подлокотники обтянуты темной кожей, прикрепленной декоративными гвоздями с крупными латунными шляпками. Вместе со сквозной геометрической резьбой подлокотников они создают скупой декор этого старейшего русского кресла, к сожалению, за время своего долгого бытования утратившего высоту своих ножек. Подобные каркасные конструкции применялись и при изготовлений стульев.

Интересен стул из коллекции Исторического музея с шарами, пропильным двуглавым орлом на спинке и гравировкой брусков ножек и царг. Для сиденья применялись и небольшие, жесткие двухместные диваны.

Позднее, появляются новые схемы кресел и стульев, выполненных в западноевропейской манере. Характерной была форма изящного и нарядного кресла допетровской эпохи на высоких точеных витых ножках, так называемая веревка или косица, с балясинами и пластичными резными подлокотниками.

Места соединения ножек с проногами и царгами усиливались узлами прочности в виде брусков квадратного сечения. Сиденье и спинка обивались кожей или бархатом, а прибитые гвозди с декоративными латунными шляпками служили элементами декора. Другим примером является широко распространенный в России высокий прямой стул с пышными резными декоративными элементами спинки и высокой передней проножки, напоминающими петушиные гребни, с ажурными резными завитками растительного орнамента, обрамляющими узкую вертикальную спинку, на фигурных точеных ножках с волютами.

Они делались из дуба, березы, сосны, а сиденье и спинка обивались кожей, сукном, холстом с набойкой. Эти популярные стулья были очень прочными и изготавливались в течение нескольких последующих десятилетий, а в конце XIX в., в период русского стиля, их форма была повторена вновь как аналог одного из излюбленных образцов национальной российской мебели.

Спинки стульев и кресел варьировались по высоте на головные, лопаточные и поясничные, были жесткими или мягкими. Для обивки парадных вещей применяли гладкий и рытый бархат, камку (шелк с золотой нитью), тисненую расписную кожу. Стулья обивались сукном, сафьяном, шерстью, холстом с набивным рисунком, помимо этого, порой в обиходе были матерчатые или сафьяновые подушки и тюфяки.

Наиболее распространенным в XVII в. был тип кровати с шатровой сенью, представлявшей собой конструкцию из четырех точеных и резных столбиков и соединительных брусьев, укрепленных железными связями. Деревянные элементы украшались резьбой, позолотой, токарными деталями с дополнительной ручной гравировкой, инкрустацией.

Однако на таких парадных кроватях спали редко, применяя для повседневного сна маленькие комнаты рядом со спальней. К началу XVIII в. форма поставцов видоизменяется, приобретает европейские черты шкафа, горки и буфета с разделением на верхнюю и массивную нижнюю часть, с дверцами, украшенными накладным орнаментом, с мощным, радиально выгнутым фронтоном, многоступенчатым фигурным карнизом, сложным цоколем и стеклянными дверцами, за которыми выставлялась парадная посуда из металла и фарфора.

Несмотря на черты западноевропейской мебели, формы которой рационально упрощаются, русские мастера применяют не традиционное для Европы наборное дерево — маркетри и роспись темперными красками в традициях национального искусства, как в известном столе, находящемся в Эрмитаже й, по преданию, присланном Петру I из Архангельска. В нем столешница со спусковыми боковыми панелями, расписанная завитками и медальонами с пейзажами, имитирует набор ценных пород дерева, а по технике соотносится с русской иконописной традицией. Поставец (дерево, резьба, фанеровка, роспись).

Начало XVIII в.