Древняя Русь

Патриарший двор

Патриарший двор
Оценить статью

800px-kreml-12apostelВ 1643-1656 гг. в Московском Кремле под руководством А. Константинова перестраивается резиденция патриарха — Патриарший двор. Главное помещение резиденции, Крестовая палата, стало новым шагом в решении парадного интерьера XVII в. В плане палата представляла собой прямоугольник 20 х 14 м, перекрытый единым сомкнутым сводом с распалубками над проемами дверей и окон. Оконные проемы располагались симметрично в продольных стенах, а дверные — в середине торцевых стен и были обрамлены каннелированными колоннами с дорическими капителями, которые поддерживали антаблемент, завершавшийся прямоугольным фронтоном. Пол был выстлан цветными изразцами, перекликавшимися с изразцовым узором печи, находившейся в углу.

По центральной оси ритмично висели пять кованых люстр. Регулярность планировки, элементы анфиладности и введение ордерных форм в отделку интерьера (западноевропейское влияние) предвосхитили композиционные приемы, утвердившиеся в русском дворцовом интерьере XVIII в. В период нарышкинского барокко, в конце XVII в., единый сомкнутый свод с распалубками стал повсеместным приемом перекрытия больших парадных залов. Стремление к декоративному богатству отделки парадных интерьеров можно отметить и в домах именитых людей.

Так, в доме князя В. В. Голицына в Охотном Ряду (1689 г.), состоявшем примерно из 50 помещений, в парадных комнатах на втором этаже стены были обиты цветным сукном, обоями и тисненой кожей, украшены зеркалами и картинами. В углах находились изразцовые печи, с украшенных росписями потолков свисали люстры (паникадила), выполненные из разных материалов, в том числе хрусталя.

В XVIII в. последние будут играть особенно важную роль в художественном убранстве дворцовых интерьеров России.