Древняя Русь

Покровский Собор

Покровский Собор
Оценить статью

st-basils1Нынешний вид Покровского собора несколько отличается от его первоначального облика. В конце XVI в. к собору был пристроен придел Василия Блаженного, давший ему второе имя. В XVII в. была построена колокольня, наружные галереи перекрыли сводами, появились шатровые верхние площадки крылец и полихромная покраска фасадов, которые прежде состояли из кирпича и белокаменных деталей. Интерьеры Покровского собора — относительно небольшие и играют подчиненную роль по отношению к сложному разнообразию внешних форм.

Самая крупная центральная церковь занимает площадь всего лишь 80 кв. м. Гораздо более сдержанно и внутреннее убранство церквей. Первоначально их интерьеры были выбелены, а орнаментальными росписями покрыты стены и своды лестниц и переходов.

В качестве декоративных деталей интерьеров использованы карнизы, пилястры, ширинки (небольшие углубления с рамками в стенах) и кладка куполов в виде спиралеобразно вращающихся звезд. При относительной камерности интерьеров такого огромного сооружения их архитектурно-художественный образ отличается динамикой и элементами неожиданности, возникающими за счет четвертого измерения — восприятия внутренних пространств в движении с наслаиванием зрительных впечатлений и их театрализацией. Создание Покровского собора можно считать кульминацией национальных художественных идей, развивавшихся в русской архитектуре XVI в. и заложивших стилистические основы для узорочного зодчества следующего столетия.

Русскую архитектуру XVII в. можно условно разделить на три периода. Первая четверть века — период иностранной интервенции.

Смутного времени и последовавшей экономической разрухи. В это время в строительстве, размеры которого сократились, продолжают использоваться традиционные архитектурные формы и композиционные приемы. Во второй и третьей четвертях века наблюдается подъем строительной деятельности, который во многом обусловлен расширением границ Русского государства, воссоединением Украины с Россией, появлением всероссийского экономического рынка, возведением новых городов и оборонительных сооружений, увеличением числа «социальных заказов» в монументальном каменном строительстве, в котором возрастает доля жилых зданий.

В последней четверти века в России заканчивается образование абсолютистского государства, укрепляются культурные связи с Западной Европой, продолжается расцвет строительной деятельности, складывается стилистическое единство архитектуры различных типов зданий — культовых, общественных и жилых. Определенное влияние на характер культовой архитектуры XVII в. оказала деятельность патриарха Никона, находившегося во главе церкви с 1652 по 1666 г. В своей строительной политике он пытался остановить процесс сближения церковного и гражданского зодчества (отход от канонов, многоцветие, повышенная декоративность форм).

В грамотах того времени церкви предписывалось «по чину правильного и уставного законоположения строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». Вместе с тем, будучи человеком века перемен, Никон проявлял непоследовательность в своих широких строительных начинаниях.

Так, по его инициативе и повелению царя Алексея Михайловича на реке Истре под Москвой в 1658 г. был заложен Воскресенский монастырь, названный Новым Иерусалимом. Его главное сооружение — храм Воскресения Христова с гробницей Гроба Господня (1658-1666 гг.) — не имеет аналогов в культовом строительстве Руси и других православных стран.