Древняя Русь

София Киевская

София Киевская
Оценить статью

Apsida_Sofiyskogo_Sobora_KievВ первоначальном виде киевская София была пятинефным крестово-купольным храмом, окруженным с трех сторон открытыми галереями. Во второй половине XI в. здание обстроили дополнительными галереями, над древними галереями появился закрытый второй ярус, были возведены башни с лестницами для подъема на хоры. Внешняя галерея играла не только архитектурно-композиционную роль, но и конструктивную (арки галереи в четверть окружности предвосхищают готические аркбутаны).

В техническом отношении киевская София считается наиболее совершенной постройкой начала XI в. Такие большие храмы в Византии в это время уже не строили, а в романских церквах Западной Европы еще использовалось сочетание каменных сводов и деревянных стропил. Конструкции перекрытия Софийского собора представляли собой взаимно уравновешенную сводчатую систему, в которую входили центральный купол пролетом 7,7 м, полуциркульные своды ветвей креста и 12 куполов разных размеров (увеличивающихся к центру по высоте) по углам здания — по два с востока и по четыре с запада.

Окна барабанов восточных куполов освещали алтарную часть, а западных — хоры, охватывающие с трех сторон крестово-купольное ядро храма и предназначавшиеся для князя и придворной знати. Центр архитектурной композиции храма — наиболее ярко освещенное высокое (29 м) подкупольное пространство, к которому примыкали перекрытые полуциркульными сводами двусветные (имеющие два ряда окон) ветви креста. Алтарная часть просматривалась из интерьера и была отделена лишь невысокой мраморной преградой, за которой вдоль стен центральной абсиды располагались сиденья для священнослужителей, а в центре был установлен трон митрополита.

Столбы, поддерживающие своды, имеют в сечении крестообразную форму, почти не встречающуюся в византийской архитектуре и широко распространившуюся на Руси. Массивность этих столбов по отношению к пролетам боковых нефов создает впечатление расчлененности внутреннего пространства на отдельные ячейки, связанные между собой в сложную иерархическую систему. В ней размеры пространства и его освещенность нарастают, как и внешние объемы, от периферии к центру.

Архитектурно-художественный образ интерьеров собора Св. Софии значительно обогащался гармоничным разнообразием и пышностью внутреннего убранства, сливавшегося с архитектурными формами в единый ансамбль. Полы храма были выложены смальтовой мозаикой, из которой складывались геометрические орнаментальные фигуры (треугольники и квадраты, вписанные в круги и ромбы).

Цокольная часть стен и столбов была облицована полированным камнем. Ограждениями хор служили плиты из красного шифера, покрытые резным орнаментом. Верхняя часть стен и сводчатые поверхности были выложены мозаиками и расписаны фресками.

Мозаики располагались в центральной абсиде и купольном пространстве — главных и наиболее освещенных частях храма, где создавался декоративный эффект свечения золотой смальты. На выгнутой поверхности конхи (полукупола) центральной абсиды смальтовый фон, на котором вырисовывается фигура богоматери Оранты, то вспыхивает золотыми искрами, то гаснет в сумраке собственной тени.

Ниже, на полукружии самой абсиды, сходный эффект возникает в горизонтальных полосах фризов с Евхаристией (Святым Причастием), святителями и архидиаконами, причем сами фигуры этих фризов остаются почти неизменными, а золото воспринимается то темным, то блестящим. В зените купола мозаичные изображения Пантократора (заключенной в медальон полуфигуры Христа) и четырех архангелов растворяются в ореоле солнечных лучей, проникающих в храм через окна барабана.

Евхаристия представляет собой сцену, в которой Иисус Христос дает причастие подходящим к нему апостолам. Согласно христианскому учению, во время обряда причастия хлеб и вино превращаются в плоть и кровь Христову. Мозаичные изображения размещены также между окнами барабана (фигуры апостолов) , на парусах (фигуры сидящих евангелистов — столпов церкви), над триумфальной аркой (деисус — три медальона с изображениями Христа, Богородицы и Крестителя), на несущих триумфальную арку столбах (фигуры архангела Гавриила и Богоматери), над восточной и западной опорными арками (медальоны с полуфигурами Христа в образе священника).

В одеждах библейских персонажей использованы взаимопроникающие переливчатые цвета — жемчужно-серые, серо-фиолетовые, серо-зеленые, синие, серо-синие с вкраплениями черного и красно-коричневого.