Post Type

Спасо-Преображенский собор в Киеве

Оценить статью

8872356_e9006714Спасо-Преображенский собор представляет собой шестистолпную крестово-купольную церковь, имеющую хоры над западной частью здания и над боковыми нефами. Центральное подкупольное пространство отделялось от боковых нефов двухъярусными двойными аркадами, опиравшимися в нижнем ярусе на мраморные колонны (впоследствии мрамор был скрыт под кирпичной обкладкой). Интерьер собора имел богатую отделку, в том числе фресковые росписи и мозаичные инкрустации полов, не сохранившиеся до наших дней. К выдающимся культовым памятникам Киевского государства, заложившим основы русской монументальной архитектуры и определившим пути ее дальнейшего развития, относятся Великая Успенская церковь Киево-Печерского монастыря (1073-1089 гг.), разрушенная фашистами в 1941 г., и новгородские Николо-Дворищенский собор (1113 г.), собор Рождества Богородицы в Антоньевом монастыре (1117 г.) и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре (1119 г.). Во второй четверти XII в. завершился начавшийся еще в XI в. процесс раздробления русских земель на ряд самостоятельных феодальных княжеств.

Феодальное дробление Руси способствовало формированию местных художественных традиций и, соответственно, различных архитектурных школ, творчески перерабатывавших архитектурное наследие Киевского государства. До нашего времени дошли только каменные культовые постройки этого периода — шестистольные (в крупных городах) и четырехстолпные (в княжеских вотчинах и монастырях) варианты крестово-купольного храма.

Интерьеры этих храмов обычно украшали фресковыми росписями, в мощении полов нередко использовали полихромные инкрустации, а наружные стены могли быть «наряжены» каменными рельефами. Развитие культуры, в том числе архитектуры, Древней Руси в 1237-1240 гг. прервалось с началом татаро-монгольского нашествия.

В этот период монументальное строительство, надолго прервавшееся в древнейших городах Киеве и Чернигове, велось в основном в Западной и Северо-Западной Руси, а на Северо-Востоке, несмотря на тяжесть татаро-монгольского ига, возник новый политический центр — Москва. В ХII — начале XIII в. архитектурные традиции Киевского государства в большей степени сохранялись в культовых интерьерах Киевского и Черниговского княжеств.

Строительным материалом здесь продолжал оставаться кирпич, но размер его несколько изменился (30 х 20 х 5,5 см), а в кладке исчезли заглубленные ряды. Интерьеры близки по структуре к постройкам Киевской Руси, в ряде случаев сохраняются и традиции внутренней отделки. Так, в интерьерах Михайловского собора Дмитриевского монастыря в Киеве (1108 г.) были использованы мозаичные росписи, не характерные для отделки интерьеров XII в. Можно отметить и ряд новых черт в конструктивной и объемно-пространственной структуре построек этого времени и, соответственно, их интерьеров.

В XII в. появляются крестовые своды, которыми перекрывают угловые ячейки (между ветвями креста) над хорами (например, в соборе Елецкого монастыря и Борисоглебском соборе Чернигова). В интерьере Пятницкой церкви в Чернигове (конец XII-начал о XIII в., предполагаемый автор — Петр Милонег) арки между столбами подкупольного пространства расположены выше полуциркульных сводов ветвей креста. Этот