Древняя Русь

Сундуки Древней Руси

Сундуки Древней Руси
Оценить статью

sunduk_00000000_01Наряду с резьбой высокого рельефа широкое распространение находят точеные элементы, инкрустация деревом, костью, черепаховым панцирем, раковинами и даже кусочками зеркал. Применяются левкас, позолота и серебрение, роспись масляными и темперными красками, протрава (с сохранением текстуры), отделка вощением. Изображают разнообразные узоры, жанровые сцены.

Позже, в связи с развитием торговли, помимо местных пород, используют привозные — орех, кипарис, чинару. Сундуки, как предметы мебели, заимствованные на востоке, в русском интерьере появляются достаточно поздно — в XVI в. Сундуки были самых разнообразных форм и размеров и использовались как для хранения и перевозки различных предметов одежды и домашнего обихода, так и для сидения и сна, представляя собой универсальный предмет быта.

Особое внимание уделялось прочности древесины, а также наружным и внутренним замкам, которые порой представляли собой достаточно сложные механизмы с секретом, и их открывание сопровождалось благозвучной мелодией. Внутри сундуки имели различные отделения для мелочей и иногда лотки. Большие сундуки и небольшие дорожные сундучки с наклонной крышкой обивались полосами из металла, набитого прямой или косой решеткой с просечными узорами, под который подкладывали цветную кожу, фольгу или слюду.

Были и полностью обитые декорированными предметы. Однако наиболее часто их расписывали снаружи и внутри сюжетным и растительным орнаментом с фантастическими птицами и животными в окружении пышной растительности. Любимыми изображениями были букеты цветов, вазоны, плоды и венки, а также львы и единороги, символически охранявшие содержимое сундука.

Их форма и декор имели свои ярко выраженные региональные особенности. В XVII в. складываются характерные принципы организации интерьера в целом, что вызывает декоративность и укрупнение мебели этого периода.

Стены помещений пышно расписываются растительными орнаментами и сюжетными клеймами, обиваются тисненой кожей с рисунком, раскраской и позолотой, сукном красного или зеленого цвета, иногда образующими рисунок в полоску, ромбы или шахматы. Нижняя часть стены оформляется деревянными панелями, связанными с пристенной встроенной мебелью.

Резные каменные капители, карнизы, плинтусы, наличники интерьера золотятся или подкрашиваются, а пилястры и колонны часто имитируются под мрамор. Потолки (подволоки) тонируются и расписываются. Дубовые полы настилаются квадратами, иногда в шахматном порядке, а также используются керамические и металлические плитки.

Все это придавало помещениям палат, хором и теремов насыщенное декоративное звучание. В приемные и праздничные дни интерьер и мебель украшались коврами или бархатом, полы покрывали сукном красного или зеленого цвета, таким же сукном или специальными полавочниками застилали скамьи и лавки, на столы стелили скатерти из сукна, дорогие ткани, белое голландское полотно, восточные ковры. Стены украшали картинами — парсунами и фряжскими листами (гравюрами), которыми порой оклеивали комнаты, а в кабинетах вешали географические карты.

Столы были разнообразными по конструкциям, форме и габаритам. От небольших переносных, для одной персоны, до длинных, для нескольких десятков человек, которые конструктивно представляли собой козлы со съемными столешницами, аналогично западноевропейской средневековой традиции. Наиболее распространенными были столы ящичной конструкции, выглядевшие как сундук на резных или точеных ножках; столы каркасной конструкции из массивных брусков и складные переносные столы, также каркасной конструкции, все со съемными крышками.

Релсе встречались столы на двух резных боковых опорах. Также получили большое распространение массивные столы на фигурных точеных балясинах. Они имели глубокое подстолье для столовых принадлежностей, снабженное выдвижными ящиками, широкую проножку по периметру и декоративные элементы в виде архитектурных арок и гирек, квадратных и фигурных многоступенчатых филенок, геометрического орнамента, накладных граненых ромбов.

Их столешницы, сдержанно инкрустированные по периметру полосой мореного дуба, были раздвижными за счет нижних досок и позволяли значительно увеличить длину стола. Форма таких столов ассоциируется с голландскими ренессансными образцами, получившими широкую популярность на Руси.