Древняя Русь

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля
Оценить статью

a6bde88934a16d0e4bb74bb2fc3a8616Московский Успенский собор представляет собой шестистолпное здание с пятью абсидами и пятью главами. Принципиальное новшество его интерьера состоит в том, что в нем не выделяется средокрестие, а пространство имеет единый зальный характер. Это достигается за счет непривычно тонкого сечения опор, их одинакового шага и высоты создаваемых ими одинаковых пространственных ячеек, перекрытых крестовыми сводами, а также равномерного и достаточно яркого освещения при помощи высоких окон и барабанов куполов.

Опоры Успенского собора — уже не традиционные столбы, а стройные колонны с базами и капителями (первоначально коринфские, а впоследствии — византийского типа). Для конструктивной устойчивости они подстрахованы металлическими связями.

Свободно просматриваемое, насыщенное светом внутреннее пространство собора имело величественный и одновременно светский (палатный) характер, что восторженно отмечали современники. Значительную роль в создании его праздничного художественного образа играл цвет — фресковые росписи (закончены в начале XVI в.), мозаичный пол, иконостас с многими знаменитыми иконами Владимира, золото и драгоценные камни окладов, церковной утвари и одежды духовенства.

В Московском Кремле в 80-е гг. XV в. псковские мастера построили Благовещенский собор (придворный храм великих князей) и церковь Ризоположения (домовый храм московских митрополитов). Интерьеры этих домовых храмов в соответствии с их назначением — более камерные, уютные и традиционные (крестово-купольные, четырехстолпные, перекрытые, как псковские и раннемосковские церкви, ступенчатыми арками). Близок к ним по характеру и интерьер Духовской церкви Троице-Сергиевого монастыря (1476-1477 гг.), в создании которой участвовали те же мастера.

Кирпич, из которого построены эти церкви, станет основным строительным материалом монументального зодчества ХVI-ХVII вв. Системой ступенчато приподнятых над сводами подпружных арок были перекрыты многие монастырские церкви и за пределами Московской области. Например, в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1491 г.) внутреннее пространство постепенно нарастает к центральному куполу, формируя вертикально устремленную композицию. Интерьеры Рождественского собора знамениты полностью сохранившимися росписями, выполненными Дионисием.

Покрывающие все архитектурные поверхности интерьера фрески, выдержанные в золотисто-голубой гамме, создают ощущение легкости, нарядности и воздушности, зрительно увеличивают относительно небольшое внутреннее пространство. Композиция фресок, условная обобщенность их форм, пластическая выразительность, изящество рисунка и тонкий колорит ставят росписи Рождественского собора в ряд выдающихся произведений мирового искусства.

В Москве и других русских городах в конце начале XVI в. наряду с относительно крупными четырехстолпными храмами строят также небольшие церкви с бесстолпными интерьерами, которые получили распространение в Пскове еще в начале XV в. Примерами бесстолпных храмов являются церковь Св. Трифона в Напрудной слободе в Москве (начало XVI в.), церковь Рождества Христова в подмосковной усадьбе Юркино (1504 г.), церковь Покрова Богородицы в Рубцове (1619-1627 гг.). В них единое внутреннее пространство перекрывалось крещатым сводом (сомкнутым сводом с врезанными в него четырьмя цилиндрическими сводами, соответствующими центральным частям соответствующих стен, и световым барабаном на пересечении сводов). Такие церкви строили обычно в посадах и боярских усадьбах на месте старых деревянных храмов.