Древняя Русь

Успенский собор на Городке

Успенский собор на Городке
Оценить статью

uspgorzv2Интерьер Успенского собора.Коломны иллюстрирует тенденцию нарастания внутреннего пространства от боковых зон к куполу за счет повышенных подпружных арок и, соответственно, ступенчатого распололсения сводов. Этот прием, впервые использованный в Пятницкой церкви Чернигова, стал типичным для интерьеров московских храмов XV в. Во внешнем объеме он воплощен в виде килевидиых кокошников, окружающих центральный барабан. Примерами таких храмов являются древнейшие из сохранившихся до наших дней памятники каменного зодчества Москвы — Успенский собор на Городке (1399 г.) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.) в Звенигороде, Спасский собор Андронникова монастыря (1410-1427 гг.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.). Во внутреннем убранстве большинства московских храмов XIV-начала XV в. использовались монументально-декоративные стенописи. В это время в Москве работали многочисленные артели русских и греческих художников.

Согласно летописи, в 40-е гг. русскими иконописцами были расписаны Архангельский собор, церкви Св. Иоанна Лествичника и Спаса на Бору, а греческими мастерами (представителями и пропагандистами палеологовского стиля) по поручению митрополита Феогноста, грека по происхождению, — придворная церковь Пречистой Богородицы. В 1395 г. Феофан Грек с Семёном Чёрным и учениками расписали интерьер церкви Рождества Богородицы, в 1399 г. вместе с учениками — Архангельский собор, а в 1405 г. вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублёвым — Благовещенский собор в Московском Кремле.

Кроме стенописей огромную композиционную роль в интерьерах храмов XV в. и последующих веков играли иконы в алтарных преградах — иконостасах. Первоначально преграды, изолирующие алтарь от подкупольного пространства, выполняли из камня, покрывали штукатуркой и расписывали. В течение XV в. иконостасы целиком закрывали иконами.

Иконостас является типично русским элементом убранства церковного интерьера. В Византии ранние алтарные преграды представляли собой либо низкие стенки, либо балюстрады, а иногда — колоннады с архитравом. На архитраве высекали рельефные украшения (чаще всего изображения креста или Иисуса Христа).

Затем на антаблемент начали устанавливать писанные на деревянных досках иконы или деревянные щиты с иконами — темплоны. С XI в. над темплоном появляется новый ряд икон, называемых поклонными иконами (иконами для поклонения во время очередного праздника).

На Руси греческий темплон стали называть деисусом (от греч. деисис — моление) по названию главной иконы, изображавшей Христа с Богоматерью и Св. Иоанном Предтечей, молящими его о прощении грехов человеческих. По византийской традиции над деисусным появился праздничный ярус.

В XV в. к ним добавились еще два яруса — пророческий и праотеческий, что повлекло за собой увеличение размеров иконостаса и заполнение им почти всей высоты алтарной арки. Ее высота обуславливала, в свою очередь, размер икон: так, иконы деисусного ряда нередко превышали по высоте 2 м. Небольшие новгородские и псковские церкви XV в. имели небольшие же иконостасы.

В интерьерах московских церквей иконостасы принимали особенно монументальные формы, включавшие в себя основные сюжеты стенописей: деисусный ярус — сюжеты из алтарной абсиды, праздничный ярус — сюжеты стен и сводов, пророческий и праотеческий ярусы — сюжеты купола. На царских дверях изображали евангелистов (по традиции — на парусах).

Иконы для иконостасов и фрески обычно писали одни и те же художники. В 1485 г. князь Иван III провозгласил себя государем всея Руси.

Падение Византии в середине XV в. способствовало выдвижению Русской православной церкви в качестве преемницы Константинополя. Стало развиваться строительство в Москве, особенно в Московском Кремле.