Древняя Русь

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире
Оценить статью

SONY DSCПервые, не сохранившиеся, церкви княжества были кирпичными (Успенский собор в Суздале начала XII в., Спасская церковь во Владимире 1108-1110 гг.). Техника белокаменного строительства основывалась на кладке наружной и внутренней поверхности стен из хорошо отесанных и пригнанных квадров с заполнением промежутков валунами и осколками известняка на известковом растворе. Возле собора Рождества Богородицы, который входил в сложный комплекс строений, находились две лестничные башни. Их соединяли с собором арки с крытыми проходами на них. Северная башня вела на хоры собора и на второй этаж белокаменного княжеского дворца, а из южной можно было попасть на крепостные стены.

Наиболее крупная из монументальных построек княжества — Успенский собор во Владимире (1158-1161 гг.), расположенный на высоком обрывистом берегу Клязьмы и являющийся главной архитектурной доминантой города. Высота его купола (32,3 м) превышает высоту Софийских соборов Киева и Новгорода. Собор строился как шестистолпное одноглавое здание (Андреевский собор) с хорами в западной части.

Его интерьер отличался большими легкостью, воздушностью и пространственностью, чем интерьеры других владимиро-суздальских храмов. Этого удалось добиться за счет невиданно стройных для того времени столбов, сечение которых — в восемь раз меньше их высоты. Для сравнения: в киевской Софии аналогичные пропорции составляют 1:5,5. После пожара 1185 г. собор сильно перестроили, и его площадь увеличилась более чем в два раза.

С трех сторон здание было обстроено широкими галереями, абсиды стали длиннее, были воздвигнуты четыре дополнительных малых купола на барабанах. Успенский собор превратился в главное сооружение не только столицы, но и всей Залесской земли, являясь одновременно усыпальницей владимирских князей и иерархов, саркофаги которых устанавливали в специальных нишах галерей.

В результате перестройки значительно изменился интерьер собора. Галереи, связанные с интерьерами Андреевского собора при помощи арочных проемов в его стенах, и периферические пространства основного помещения относительно сумрачны по сравнению с хорошо освещенным и устремленным ввысь подкупольным пространством.

Как свидетельствуют летописные источники, храм был богато украшен изделиями из драгоценных металлов — множеством серебряных и позолоченных паникадил, амвоном из золота и серебра, окованными позолоченной медью дверями, золотой церковной утварью, усыпанной драгоценными камнями и жемчугом. Полы собора были сделаны из желто-зеленой майоликовой плитки, а в алтаре выполнены из наборной майоликовой мозаики.

В храмовый праздник Успения Богородицы северную и южную ветви поперечного нефа украшали драгоценными пеленами из соборной ризницы, проходящими через порталы наружу, где образовывался своеобразный коридор из цветных тканей. Как и в церкви Покрова на Нерли, в интерьер храма введены рельефные изображения львов из резного камня (символ княжеской власти), которые располагаются в основаниях арок перекрытия.

В 1161 г. собор был расписан фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. В 1408 г. интерьер Успенского собора расписали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный — эти росписи дошли до нас также фрагментарно.