Греция и Рим: противостояния в архитектуре

Мавзолей святой Констанции

Мавзолей святой Констанции
Оценить статью

438Сооружения, круглые в плане, явились не только продолжением традиций, но и новым элементом нарождающейся христианской архитектуры, если сравнивать ее с римской и позднеантичной. В большинстве своем это — баптистерии и мартирии (martyria), мавзолеи, посвященные культу мучеников.

Предшественники

Центральный план сам по себе не был новостью: достаточно вспомнить описанный выше Пантеон или более древние греческие сооружения толос. Скорее всего типология погребального римского кургана, круглого в плане, стала образцом для этих новых зданий, приобретавших крайне смелые формы, как, например, мавзолей Августа, от которого мало что сохранилось. Прямым предшественником раннехристианских сооружений и мавзолея святой Констанции считается мавзолей Диоклетиана в Спалато — в плане восьмиугольный, с перистилем, крытым бочарным сводом, портиком коринфского ордера и внутренней колоннадой.

История мавзолея

В начале IV в. по велению Константина был построен мавзолей для его дочерей — Константины (имя которой позже было искажено — Констанция) и Елены, жены императора Юлиана Отступника. Сооружение, округлое в плане, включало паперти с апсидами, расположенные подлинным сторонам. Внешний амбулакр из кирпича опоясывал центральное строение комплекса, завершенное купольным покрытием.

Сооружение несколько напоминает мавзолей матери императора Константина святой Елены, от которого мало что сохранилось до наших дней. Внутрь мавзолея свет проникает через двенадцать арочных окон, расположенных в центральной части здания и напоминающих барабан купола, диаметр которого более 22 м. Двенадцать пар колонн из гранита с капителями композитного ордера помещены лучеобразно, чтобы поддерживать антаблементы, на которые опираются несущие арки купола.

Мозаики покрывают бочарный свод амбулакра и апсид. В скором времени мавзолей был трансформирован в баптистерий, а в 1254 г. — в церковь.

Эволюция архитектурной формы: от мавзолея к баптистерию

Причины, по которым баптистерии и мавзолеи пришли к одинаковой форме, объясняет историк и археолог Рихард Краутеймер, обращаясь к «Посланию к Римлянам» (VI, 3-4), где святой Павел указывает на эквивалентность между крещением и смертью, утверждая, что они необходимы для воскрешения в вере и имени Христовом. Эта концепция позже использовалась греческими и римскими святыми отцами.