Греция и Рим: противостояния в архитектуре

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха
Оценить статью

449Римская империя стала легендой на многие века, не исчерпавшей себя даже после падения самой империи. Более того, ее пытались неоднократно восстановить — в различной форме и с разными намерениями. Среди первых, кто возродил идею империи, стал Теодорих, который считал себя посланцем Восточного императора в Западном мире, унаследовавшим власть Рима.

Теодорих

Теодорих из рода Амали (454-526), выросший заложником при дворе Константинополя, глубоко усвоил римскую культуру. Воспитание поставило его в привилегированное положение в глазах окружения, видевшем в нем харизматического лидера.

Готы, жившие в Паннонии, объединились под предводительством Теодориха, которого вскоре после захвата Балканского полуострова в 488 г. нарекли magistermilitum от императора Востока Зенона. Подобные полномочия позволили ему вторгнуться в Италию именем императора и объявить войну Одоакру, который в 476 г. низложил Ромула Августула и захватил власть. Складывалось впечатление, что Теодорих последовательно действовал как законный реставратор римской власти.

С Теодориха в Италии фактически началось правление остготов («готов с Востока»), которое длилось шестьдесят лет: с 493 г., когда был низложен и убит Одоакр, до 553 г., когда византийские войска разгромили последние укрепления остготов.

Если, с одной стороны, Теодорих придерживался политики четкого дистанцирования между остготами и римлянами, предполагавшей, среди прочего, запрет на смешанные браки, то с другой — он не мог игнорировать возрождение позднеримской культуры: начиная от законодательного и административного аппарата, денежной системы и заканчивая религией (даже учитывая, что он был верным последователем Ария, веры, осужденной как ересь, не принимавшей догмат о единосущное Бога-Отца и Бога-Сына).

Здание

Типологию мавзолея, воздвигнутого в Равенне еще при жизни Теодориха, трудно классифицировать. Искусствоведы считают монумент «уникумом», гармонично сочетающим романо-византийские традиции с элементами германского происхождения. Здание целиком относится к типу мавзолея, что подтверждает и его круглый план. Внешняя часть — полиэдр на 12-угольном основании, внутри — крестообразное помещение под крестовым сводом, освещаемое из узких отверстий, размещенных в глухих арках, расположенных по периметру. Верхняя часть сооружения, круглого плана, — более узкая по сравнению с нижней частью. Внутри находился саркофаг, хранивший останки соверена. Завершает здание монолит из известняка, выполняющий функцию круглого свода, диаметр которого более 10 м. Схожесть мавзолея с подобными сооружениями прослеживается и в намечающемся псевдодеамбулатории, который возникает от разницы размеров нижней и верхней частей здания. Различия же касаются не только украшающих купол ростр, но в первую очередь камня из Истрии, заменившего кирпич, и геометрического декора.