Греция и Рим: противостояния в архитектуре

Театры и амфитеатры

Театры и амфитеатры
Оценить статью

431Отличия греческого и римского театров с архитектурной точки зрения заключаются в том, что в первом случае ступени опираются на естественные склоны (часто вырублены в скале-опоре), тогда как уклон структуры римского театра создан искусственно. Это важное отличие давало римлянам возможность выбирать место для строительства, не сообразуясь со структурой почвы. Внутренние конструкции (cavea) греческого и римского театров идентичны. Театр состоит из центральной зоны, орхестры (предназначенной для хора) с боковыми пандусами. За орхестрой находятся просцениум и сцена (skene). Открытием римлян стал амфитеатр (букв. — «двойной театр»). Теоретически он образовался из соединения двух театров, между которыми находилась сцена. Так возникла округлая (или эллиптическая) конструкция, которую поддерживали расположенные один над другим ряды арок. Толчком для возникновения подобного сооружения явилась необходимость размещения большого количества зрителей, жаждущих все более впечатляющих зрелищ: боев гладиаторов, морских битв (naumachie), охоты на диких зверей (venationes).

Колизей

Исключительным архитектурным памятником является амфитеатр Флавия в Риме, известный как Колизей (назван так, возможно, благодаря своим необычайным размерам или из-за того, что когда-то неподалеку находилась нероновская статуя Колосса). Больший диаметр знаменитого сооружения составляет 188 м, меньший — 156, а периметр — 527 м. Известно, что сидячих мест было 45 тыс., и кроме того, наблюдать за представлением стоя могли еще 5000 зрителей. Строительство Колизея было начато Веспасианом в 71-72 гг. на месте Домус Ауреа Нерона, завершено Титом в 80 г. Это сооружение стало городским амфитеатром.

Джованни Баттиста Пиранези, 1746-1750 гг. В течение веков Колизей (72-80 гг.) пережил и разрушения, и реконструкции, и грабежи. Начиная со Средневековья и до XVIII в. здесь возводились здания, башни и часовни, и в конце концов Колизей стал источником строительных материалов. Гравюра Пиранези дает представление о том, каким был античный амфитеатр в XVIII в. Изначально, однако, в подземельях, коридорах и служебных помещениях, располагавшихся в центре сооружения, находились подъемники и сценические механизмы для обеспечения неожиданного появления гладиаторов, зверей или декораций.

«Хлеба и зрелищ» -такова была политика императоров рода Флавия. Внешне Колизей представляет собой три яруса арок на пилястрах, опирающихся на полуколонны, которые венчает карниз различных ордеров (снизу вверх: дорический, ионический и коринфский; Колизей построен из блоков травертина, которые были изначально скреплены железными скобами, утраченными во времена Средневековья. Здание включало 80 пронумерованных входных арок. Номер, значившийся на каждом из секторов, облегчал прохождение публики по ступеням амфитеатра, разделенного на пять секторов (maeniana), согласно различиям по классовой принадлежности. Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, внизу располагались самые важные персоны (senatores), выше — народ (clientes). В подземной части сооружения находились коридоры и служебные помещения с подъемниками, доставляющими людей и животных на арену. Чтобы защитить зрителей от солнца, над амфитеатром натягивали гигантское покрывало, разделенное на секторы и поддерживаемое 240 опорами, закрепленными в карнизе.