Греция и Рим: противостояния в архитектуре

Великие святилища

Великие святилища
Оценить статью

423Сохранились остатки множества священных монументов, которые в древности способствовали формированию культурной греко-римской общности — koine. Одним из элементов, связывавшим две цивилизации, фактически явились религиозные верования. Римляне, сохраняя поклонение своим божествам и особенности культа, продолжали почитать также греческий пантеон, посвящая многочисленные храмы и святилища богам Олимпа.

Греческие святилища

Изначально святилище представляло собой ограниченное священное пространство, нередко расположенное за пределами городских центров. Среди самых древних монументальных комплексов средиземноморского побережья выделяется Эраион («посвященный Эру»), расположенный на острове Само напротив турецких берегов. Здесь в комплексе с другими сооружениями (реконструированными в период от середины VIII в. до начала VI в. до н. э.) начала складываться органичная форма святилища. Но лишь общегреческие храмы в Дельфах и в Олимпии, приближенные к классической эпохе, явились наиболее ярким выражением структуры городов-святилищ. Дельфы, долгое время воспринимавшиеся как «пуп земли» (omphalos), обрели исключительное историческое значение благодаря храму, посвященному Аполлону, где священнослужители-оракулы предсказывали будущее. Храм, восстановленный после пожара 548 г. до н.э., получал богатые дары от всех греческих городов. С VI в. Дельфы стали «столицей» греческой амфиктионии (объединявшей двенадцать народов континентальной Греции), таким образом развившись в священное сооружение, охватившее целую общность людей.

Дельфы, расположенные на склонах Парнаса, уже с VIII в. славились оракулом Аполлона, предсказания которого имели влияние на политику Греции

По этим же причинам городское поселение Олимпия в Элиде с храмом и колоссальной статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес Древнего мира, стало расширяться и превратилось в священный город. Дельфы и Олимпия являются самыми яркими и выразительными символами культуры, захватившей весь бассейн Средиземноморья.

Римские святилища

Римские святилища эпохи Республики предстают перед нами как «макроархитектурные» сооружения огромного визуального воздействия. Святилище Фортуны Примиджениа (конец II в. до н. э.), находившееся в древней Пренесте (сегодняшняя Палестрина), задуманное как шестиярусная структура, было значительно изменено захватчиками Колонны (XV в.) и Барберини (XVII в.). Ансамбль в Пренесте, спроектированный, вероятно, одним или несколькими архитекторами Пергамской школы, отличается динамикой и пластичностью. Лестницы, ведущие на третью террасу, колонные эскедры и идеальное соответствие конструкции и декора представляют собой уникальный образец ритуальной архитектуры. Для сравнения вспомним, например, храм Юпитера в Террачине (I в. до н. э.), архитектурные элементы которого аналогичны, но сооружение в целом решено менее комплексно.