Классицизм

Дворцовые французские интерьеры

Дворцовые французские интерьеры
Оценить статью

gabriel_trianon_interiorПревосходным примером такого стиля могут служить интерьеры Малого Трианона в Версале, созданные по проекту А.-Ж. Габриэля. Мастер стремился к благородной элегантности, проявившейся в выборе пропорций, в продуманном сочетании крупных и мелких деталей оформления. Ощущение уравновешенности частей создается благодаря деликатному использованию таких декоративных элементов, как венки, гирлянды, орнаменты.

Их рельефы невысоки, а общая светлая окраска стен создает ощущение легкости и воздушности атмосферы. Все это удачно сочетается с простыми филенками, ясными очертаниями проемов дверей и окон, большими зеркалами.

И хотя дворец невелик по размерам, в нем тонко найдено равновесие чувства интимности и парадности. Характерно, что в описаниях таких способов декорирования комнат стало появляться слово «приятность». Стиль Габриэля, родившийся при создании королевских покоев в Версале (Салона королевы в Малом Трианоне и ряда других), получил признание, и ему стали подражать.

При желании добиться большей торжественности интерьеров мастера возрождали принципы искусства Людовика XIV (Золотая галерея, 1768-1772 гг.; Библиотека короля в Версале). Таким образом, наметился вкус к большому стилю, а одновременно к устройству ряда небольших помещений, которые полюбил устраивать уже Людовик XV. Вскоре среди знати распространилась мода на них, и именно тогда проявился интерес к изящным деталям и классически простым формам. После ухода Габриэля с королевской службы (в связи со смертью Людовика XV в 1774 г.) модным мастером парижских отелей стал К. Н. Леду, который прибавил к французской элегантности оттенок торжественности и пышности.

Он охотно вводил в интерьер позолоту, большие зеркала и рельефную резьбу на панелях с изображением’ лавровых венков, римских военных атрибутов и музыкальных инструментов. В его работах появились характерная для неоклассицизма патетическая торжественность и наполненность образной структуры помещений всевозможными аллегориями. Так постепенно менялся стиль Габриэля, которому Леду первоначально следовал.

Конечно, не только Леду определял поиски зодчих того времени. Ш. де Вайи, воспитывавшийся на руинах и памятниках Рима, стремился сочетать вкусы древних с традициями барокко.

Неудивительно, что этот разносторонне одаренный мастер был увлечен театром, пышностью оформления сцены. Активно работал Ж.-Ф. Шальгрен, который в 1780-е гг. отдавал предпочтение обилию крупного по рисунку декора стенных панелей и предельной геометрической четкости членений.

Это свидетельствовало о дальнейшей эволюции стиля, над совершенствованием которого работало много мастеров. К числу известных французских декораторов можно отнести Ш.-Л. Клериссо, Л.-Ж. ле Лоррена, Ж.-Ш. Делафосс, П.-М. Моро-Депру, которые оформляли живописью стены, занимались мебелью, каминами, придумывали новые мотивы декора (включая каннелирование пилястр, изображение драпировок, ваз с цветами, аллегорий наук и профессий, добродетелей и искусств).

Делафосс стремился к применять к задачам декорирования науку иконологию, задачей которой было прояснять значение тех или иных аллегорий и символов.