Классицизм

Дворцовые интерьеры в России

Дворцовые интерьеры в России
Оценить статью

dvorec-ekateriny-golubaja-gostinajaПосле накопления богатого опыта декорирования интерьеров в эпоху барокко и рококо было легко перейти к новому стилю. Время его становления пришлось на правление Екатерины II. Этот стиль, который применительно к русскому искусству обычно именуют просто классицизмом (поскольку здесь не было таких проявлений классицизма, как в Западной Европе), в XVII в. связывали с идеологией просвещенной монархии. Академия художеств в Петербурге ввела специальный курс архитектуры, который стали читать Ж.-Б. Валлен-Делламот и А. Ф. Кокоринов. Слова «удобство», «красивость» и «спокойное величие» все чаще стали употреблять для характеристики собственных воззрений на архитектуру.

В конце XVIII в. идет интенсивное строительство, обустраиваются города. Резко возрастает производство кирпича, улучшается его качество, вводятся новые размеры.

Широко используется штукатурка. Мрамор и гранит из-за их дороговизны применяют сравнительно редко, исключительно в дворцовых и значительных общественных зданиях.

Для декорирования интерьеров активно используется искусственный мрамор, а порой — стекло и драгоценные породы камня. Для утверждения новых принципов архитектуры много значило творчество таких мастеров, как В. И. Баженов, Ю. М. Фельтен, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое, Дж. Кваренги, Ч. Камерон, В. Ф. Бренна и др. Они создали законченные стилистические системы, широко используя ордерные элементы, их принципы пропорционирования.

В этот период планы зданий становятся проще и яснее, мастера избегают сложных криволинейных очертаний. Сами объемы, а соответственно, и внутренние пространства смотрятся более цельными, едиными и упорядоченными.

Лепнина в интерьерах, как и раньше, обильна, но теперь она — также проще и однообразнее. Колористические гаммы по-прежнему разнообразны: золотая резьба или белая с золотом лепка на фоне синего и голубого, бледно-зеленого и бордового, розового и сиреневого цветов.

К этим колерам добавляется цвет отделочных материалов, будь то мрамор, яшма или агат. Получил дальнейшее развитие анфиладный принцип размещения помещений друг за другом, их двустворчатые двери расположены по одной оси. Начала выделяться только одна анфилада — главная, и ее перспектива стала определять образ интерьеров дома в целом.

Главным композиционным элементом был центральный зал. Если в барокко он обычно выходил на обе стороны фасада, то в классицизме чаще стал располагаться у одной, а отсутствие окон с противоположной стороны компенсировалось ложными окнами с зеркалами. В некоторых дворцах устраивали круглые (реже овальные) залы, одна из сторон которых выделялась на фасаде полуциркульными стенами. Такие помещения могли перекрывать куполом.

Если высота стен была значительной (в два этажа), то устраивали окна второго света. Колоннады в парадном зале отделяли от центрального пространства части помещения, предназначенные для отдыха.

В небогатых домах парадные залы нередко располагались в торцовых частях. Печи, являвшиеся важной частью интерьеров, теперь не ставили у стен, а несколько в них встраивали, благодаря чему они обретали фасадный характер.

Термин «гостиная» получил распространение в 1770-е гг. Обычно в доме имелось несколько гостиных, различных по размерам, по цвету стен и отделке. Некоторые из помещений отводили для развески картин (картинные) или портретов (портретные).

1768-1785 становления классицизма стали особо выделяться диванные. Самый широкий диван шел вдоль стены, а небольшие размещали по сторонам.

Помимо этого, имелись бильярдная или карточная. В доме предполагалась и женская половина.

Детские обычно находились на втором этаже или антресолях. Антресоли, в которых высота комнат едва достигала 2 м, располагались над теми помещениями главного этажа, которые имели меньшую, чем парадные части дома, высоту.

Там было тепло, что и определяло желание хозяев дома селить в маленьких верхних комнатках детей и нянек. Прислуга ютилась во флигелях и пристройках, спала на кухне, в чуланах, на чердаках. В дни приезда гостей весь дом превращался в бесконечные спальные места, которые устраивали во всех гостиных и даже в коридорах.

Парадная лестница в доме была как бы продолжением торжественного подъезда к самому дому и обычно являлась характерной чертой дворцового сооружения. Она была широкой и пологой, хорошо освещенной, по сторонам лестничных маршей шли мраморные, деревянные или железные ограждения.

Чтобы попасть на антресоли, приходилось пользоваться узкими и крутыми лестницами (нередко винтовыми), которые встраивали по мере необходимости в торцовые углы дома или между двумя помещениями. Те лее лестницы способствовали естественной вентиляции здания. Пространственная структура дома оказывалась довольно-таки сложной.

Каждая комната, как тогда говорили, имела «собственную физиономию», которая определялась ее функциональным назначением, характером архитектурного оформления, декором и, конечно, мебелью и обстановкой.