Классицизм

Изготовление мебели в 70 года

Изготовление мебели в 70 года
Оценить статью

29Материалами для изготовления мебели служили местные породы дерева (береза, орех, тополь и ясень) с имитацией под модное красное дерево, которое шло лишь на фанеровку. В 70-е гг. XVIII в. впервые стали использовать для фанеровки карельскую березу, которую соединяли с кленом «птичий глаз» и тополем, имеющим светло-золотистую древесину с мелкими темными глазками. При декорировании светлой мебели излюбленным приемом стала инкрустация узкой полоской черного или черненого дерева, подчеркивающей форму предмета, и накладывание черных ромбиков на скважины шкафов и комодов.

Позже этот прием распространился и на мебель из красного дерева. Использование карельской березы стало крупным вкладом русских мастеров в мировое мебельное искусство.

С этого времени русская мебель часто не имеет прямых аналогий с западной традицией, отличается особой мягкостью и гармоничностью. Классицизм наделил предметы обстановки лаконичностью, строгостью линий и форм, простотой конструкции и удобством.

Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен, потолков, интерьера. Лучшие образцы мебели классицизма напоминают античные предметы мебели, имеют округлые формы, соразмерны пропорциям человеческой фигуры. Для дворцовых гарнитуров характерны резьба и золочение по белому фону.

В качестве обивки мягкой мебели применяются шелк, репс, вышивка. Бытовые кресла и стулья раннего классицизма, как правило, покрашены в синий, зеленый, красный цвета, резные орнаменты с позолоченными обводками раскрашиваются двумя или более цветами или полностью золотятся, что выявляет стремление к подражанию дорогим европейским образцам.

Отличительной чертой того времени была любовь к всевозможным механическим устройствам, которыми мастера в изобилии наделяли свои произведения. Это — потайные ящички, складывающиеся, выдвигающиеся, поворачивающиеся отдельные части, оригинальные системы запоров вплоть до механических музыкальных инструментов.

Такое увлечение объясняется и интересом к модной механике, и характером крепостного труда (хозяева крепостных мастеров могли себе позволить не считаться со временем, потраченным ими на изготовление предмета), и желанием удивить. Поздний классицизм в России соотносится с царствованием Павла I. Это был переходный период от классицизма к ампиру, имевший характерные черты. Павловская мебель отличалась крупными, массивными формами, которые подчеркивались отделкой с большими пятнами орнамента на гладком фоне красного дерева или карельской березы.

Тяжелые архитектурные формы монументальных секретеров, комодов, столов украшали театрально утрированными орлами, причудливыми грифонами, грузными сфинксами, которых в России практически никогда не делали из бронзы, а резали из мягкой податливой липы и затем золотили по левкасу. Особенно характерны туалетные столы, представлявшие собой громоздкие сооружения с большим количеством ящиков, с фронтонами, тумбами и всевозможными вставками: эгломизе, росписями, инкрустациями, накладной резьбой и т. д. В конце XVIII в. вырабатывается несколько новых интересных форм мебели для сидения. Это маленькие легкие полукреслица с круглым сиденьем и тонкими, изящно изогнутыми ножками.

Появляются и более массивные стулья и кресла со спинками, образованными двумя стойками и соединенными вверху широкой планкой, иногда снабженной накладной резьбой из черненого дерева.