Классицизм

Каменноостровский дворец

Каменноостровский дворец
Оценить статью

566 Каменноостровский дворец монументальный живописец Ф. А. Щербаков, расписывавший также Зимний и Таврический дворцы, исполнил архитектурные фантазии по мотивам гравюр Дж. Б. Пиранези. В Таврическом дворце он многократно использовал идиллические сцены с пейзажами. Стилевой язык этих росписей прекрасно соответствовал всей системе классицизма, предполагавшей наличие в интерьерах больших плоскостей на стенах.

Стремление заполнять их привело в конце XVIII в. к распространению в интерьере арабесковой живописи, что можно увидеть и в интерьерах, спроектированных А. Н. Воронихиным. Исканий было много, но стиль Бренна, который завершает многие из них, не успел распространиться.

Каждый элемент декора, входящий в сложную систему, смотрится у него довольно-таки обособленно, но их сумма эффектна именно в целом. В его искусстве уже ощутимо предчувствие позднего классицизма — ампира, который появится в России одновременно с французским.

В жилищном строительстве Москвы получило распространение типовое строительство, а в убранстве комнат домов из кирпича использовались рельефы, которые изготавливали поточным методом в специальных мастерских. Помимо отдельно стоящего особняка с садом появилась плотная застройка улиц, распространился тип доходного дома.

Не парадные залы, богато украшенные и выдержанные преимущественно в белых тонах, а жилые помещения особняков нередко украшали радами гравюр в простых рамах, окрашивая сами стены в зеленые, серые или коричневые тона. В то же время стали широко распространяться бумажные обои, которые уже не рисовали от руки по трафарету, как в XVIII в., а изготавливали фабричным способом. Большое внимание уделялось осветительным приборам, и, помимо традиционных люстр и настенных бра, стали популярны настольные лампы.

К 1830 -1840-м гг. появилась мода на полосатые обивочные ткани и обои в вертикальную некрупную полоску, что предвещало обилие цвета в период эклектики, когда к нарядному облику помещений стали охотно добавлять живые цветы в вазах. Со временем легкая уравновешенность пространства помещений и декора, характерная для зрелого классицизма, перестала удовлетворять вкусы заказчиков.

Появилось желание больше утяжелять формы, делая их крупнее и как бы самостоятельнее. Такие тенденции видны в решении Белоколонного зала Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Характерна парадная лестница Михайловского дворца архитектора К. И. Росси.

Затем вновь наступают перемены, и сохраняя основные композиционные ритмы, самостоятельность отдельных элементов, архитекторы делают декорировку комнат менее активной пластически и ценят плоскостность. Постепенно эволюция стиля, проходя стадию позднего классицизма, перекликающегося с французским ампиром, придет к эклектике.