Классицизм

Мебель классицизма

111Бурный событиями конец XVIII в. приносит разнообразие в мебельное искусство. Четкая тенденция геометрической прямолинейности постепенно вытесняет прихотливые линии, а мебельная стилистика кардинально поворачивается к простоте, четким пропорциям и строгости. Вновь усиливается тяготение мебели к стенам и статичной постановке — при органичной связи с архитектурными принципами решений интерьеров. Классицизм XVIII в., при всем его стремлении к античной простоте и ясности, сохраняет много черт ушедшего рококо, оставляя за мебелью его гармоничность, изящество и даже отделку.

Четкой грани между стилями нет. По-прежнему выполняются предметы в стиле шинуазри, применяют лаки с китайскими мотивами, ширмы и т. д. Излюбленный комод, как бы «успокоившись», теряет волнообразные контуры и ножки-кабриоли, встает на небольшие прямые каннелюрованные ножки и получает прямоугольные очертания, порой со скругленными или скошенными углами. Изысканный, доведенный до виртуозного исполнения бронзовый декор располагается строго симметрично и представляет собой кольцеобразные ручки в виде лавровых венков или львиных голов.

Сверху кладется мраморная доска. Украшение сводится к легкой резьбе и великолепной наборной работе — вазонам с пышными букетами, характерным ромбовидным в шашечку или трельяжным наборным полям, дополненным литыми накладками из бронзы или меди. Иногда комоды надстраивают полками, и они выглядят так же, как шкаф-картоньерка с открытыми полками, который принято устанавливать в торце письменного стола.

Формы мебели становятся более стройными, а изогнутые элементы — более сухими и постепенно исчезают. Строгие формы ножек порой смягчаются обивающими их гирляндами или балясиной с каннелюрами.

Декоративные элементы заимствуются из разных источников — как классических, так и рокайльных. Из греческого искусства приходят, вернее, возвращаются меандры, розетки, триглифы, гермы, листья аканта и оливкового дерева, фигурка крылатой Победы, из римского — орлы, дельфины, бараньи головы, львиные маски. Кроме того, используются природные мотивы, которые ввело в искусство декорирования рококо: гирлянды из листьев и плодов, натуралистичные цветы и изящные букеты, сентиментальные мотивы с целующимися птичками.

Новыми атрибутами становятся орудия земледелия: серп, грабли, плетеные корзинки с бантами и развевающимися лентами. Однако все эти элементы выполняются достаточно сухо, холодно и симметрично. Резьба и декоративная живопись теряют прежнее значение.

Получают распространение вставленные в деревянную поверхность пластинки севрского фарфора с росписью полихромными букетами полевых цветов или с невысокими бело-голубыми рельефами (завод Веджвуд, Англия). Популярны миниатюры на синем фоне в технике оригинальной гравировки по золотому или серебряному фону на задней стороне стекла — эгломизе.

Из древесных материалов наряду с местными породами по-прежнему используются экзотические: красное и розовое дерево идет на фанеровку филенок и набор, а из более темных пород (палисандра, туи, черного дерева) исполняется обрамление. От рококо классицизм воспринял и отделку мебели. Часто предметы красят в нежные пастельные тона, в том числе белый и серый, в цвет стенных панелей либо полностью или частично золотят по левкасу.

Используется слоновая кость с золотым сетчатым орнаментом, а порой интерпретируются маркетри Буля. Находит применение и лаконичный декор из золоченой меди или бронзы, в котором сочетаются глянцевая и матовая поверхности.

Широкое распространение получает мебель строгих геометрических форм со сдержанным характерным декором из полосок рифленой латуни, которые создавали механическим способом (вальцеванием). В России стиль такой мебели получил название «Жакоб».