Классицизм

Мебельное искусство Англии

Мебельное искусство Англии
Оценить статью

WiltonHouseWiltshireВ авангарде нового стиля, вдохновленного итальянскими древностями, были архитекторы и мастера Англии. Популярностью пользовались произведения для интерьера, созданные по эскизам Роберта Адама, Георга Хеплуайта и Томаса Шератона. Классические формы английских образцов имели свою рациональную конструкцию. Раннеклассические предметы заимствовали декоративные мотивы из готики.

Часто сиденья были сделаны из плетенки, что предполагало наличие подушки. Характерным декором стала роспись в виде цветочных гирлянд, античных мотивов или входивших в моду изделий из каменной массы, производившихся на предприятиях Джозайи Веджвуда.

Вслед за Томасом Чиппендейлом развивается классицизм Роберта Адама, блестящего архитектора и декоратора. Они вместе создали многочисленные городские дома и изысканные загородные особняки.

Адам очень часто комплексно проектировал свои интерьеры, разрабатывая весь широкий арсенал мебельных форм и декора, которые органично вписывались в общий ансамбль, создавая прецедент технологии «под ключ». Он придерживался строгого декоративного стиля с античными элементами и чаще всего использовал в своих работах светлое атласное (сатиновое) дерево.

Характерными становятся полуовальные комоды с тонким узором маркетри и росписи в виде традиционных для классицизма голов, колонн, ваз, трофеев, которые размещали в обрамленных овальных полях и на гирляндах из лавровых венков и лент. Столовая группа продолжает дифференцироваться под воздействием конкретных функций и задач. Любимыми предметами в это время были столы-консоли, столы-бюро с цилиндрической крышкой или шторной затворкой, туалетные и ночные столики.

Пальметты, меандры и розетки украшали царги столов, в то время как столешницы традиционно декорировали инкрустациями с выжиганием, украшая их геометрическими мотивами. Георг Хеплуайт и Томас Шератон продолжают созданное Робертом Адамом комплексное направление мебельного дела и оформления интерьера.

Они в большей степени занимаются корпусной мебелью, постепенно отказываясь от украшений и сосредоточиваясь на выявлении неповторимой красоты натурального дерева — его текстуры, цвета, блеска. Как и Томас Чиппендейл, они делают акцент на разработке самого декоративного элемента стула — спинки. Хеплуайт и Шератон создают овальную и щитообразную рамки с различными декоративными заполнениями — в виде связки колосьев, трех страусовых перьев, веерообразное, сердцевидное и остроконечно-овальное.

Шератон еще больше упрощает форму стульев, останавливаясь на максимально рациональной и целесообразной геометрической форме. Вариантом отделки становится разнооттеночная покраска мебели вкупе с изящной росписью цветочными мотивами.

Шератон изобрел и вращающуюся емкость для книг. Этому и многим другим его разнообразным творческим предложениям потом подражали многие мастера, изготавливавшие английскую буржуазную мебель. Английская мебель классицизма конца XVIII в. представляет собой не только историко-художественную ценность.

Важное достоинство ведущих английских архитекторов и мастеров (в отличие от французских) — это отход от проектирования исключительно дворцовой мебели, парадной и уникальной, и проектирование образцов для более широкого круга потребителей. К концу века, проделав блистательный путь в мебельном искусстве, породив несколько стилей и выдающихся мастеров и художников своего времени, английская мебель на полстолетия уходит в тень. Лишь во второй половине XIX в. она возродится — уже в рамках нового направления мебельного дизайна.