Классицизм

Мебельное искусство Франции

Мебельное искусство Франции
Оценить статью

380px-Musée_Nissim_de_Camondo_-_Salon_des_HuetsВ мебельном искусстве Франции, как правило, различают период собственно классицизма стиль Людовика XVI (с середины века до революции), стиль Директории (1789-1794 гг.), стиль Первой империи и, наконец, стиль Наполеона Бонапарта. Первыми и основными заказчиками новой по стилю мебели были члены королевской семьи и придворный круг. При Людовике XVI спинка кресла или стула — прямая, овальная (медальон) или ажурная (в виде лиры). Используется полудиван, похожий на двух — и трехместное канапе, а к нему присоединяется диван новой трехчастной формы — конфидент.

В период Директории стулья часто снабжены ажурной, изогнутой назад спинкой и отставленными, изогнутыми задними ножками, формой восходящими к античному клисмасу — воплощению комфорта и изящества. Столы продолжают оставаться изящными и узкофункциональными, меняя свое назначение и названия.

Столики-консоли начинают делать сначала на одной каннелюрованной опоре, а затем — на четырех тонких ножках, соединенных проножками с лирой или урной в месте пересечения. При Людовике XVI кровати постепенно лишаются полога и колонн, изменяются формы балдахинов. В период с 1789 по 1793 г. создается так называемая патриотическая кровать, украшенная дикторскими связками и увенчанная фригийским колпаком.

Новую форму представляет собой бюро-цилиндр с задвигающейся цилиндрической крышкой. Она богато украшена тонким изящным набором с центральной композицией-натюрмортом, окруженной геометрической ромбовидной сеткой.

К самым красивым образцам относятся работы Ж.-А. Ризенера. В них декор состоял из маркетри, изображавших плоды, вазы, цветы, музыкальные инструменты и атрибуты искусств, и большого количества изящных бронзовых украшений.

Формы предметов были прямоугольными, утонченными, отличались прекрасными пропорциями и соразмерностью с человеком. Как и стиль рококо, классицизм в мебели представляли выдающиеся художники и мастера, многие из которых начинали свою деятельность в рокайльных формах, а продолжали ее в изысканной ясности геометрической формы классики. В конце XVIII в. широкую известность получают работы Ж.-Г. Бенемана и бронзовщика П. Ф. Томира.

Огромным признанием пользовалась мебель Ж. Жакоба. Жорж Жакоб ввел английский вкус, создавая диваны из красного дерева с прорезанными веерообразными спинками, овальными медальонами и консольными ножками. Славу Жакобу принесли разработанные им парадные золоченые кресла и стулья.

Он впервые использовал мотив куба с резной розеткой в месте соединения ножки с царгой. Этот элемент стал как бы обязательным в мебели классицизма.

Жорж Жакоб получил звание мастера в 1765 г. и работал сначала в строго выдержанном стиле Людовика XV, а затем — в стиле Людовика XVI. Его сыновья, сообразуясь с социальными переменами, создавали более простую и дешевую мебель, доступную достаточно широкому кругу покупателей.