Классицизм

Павловская мебель

Павловская мебель
Оценить статью

1275398267Павловская мебель, а затем позже, в первой четверти XIX в. уже при Александре I, в изготовлении предметов интерьера ощущалось влияние французской ампирной мебели. Однако для русских усадеб созвучными оказались английские образцы легкой ажурной мебели (такие как мебель Шератона) с решетчатыми спинками и ротанговыми сиденьями, с незатейливыми букетами полевых цветов по окрашенной масляными красками поверхности. Порой крепостные мастера вводили в роспись мотивы русского народного искусства. В русском интерьере нашла применение и простая легкая мебель из красного дерева, изящные решетчатые конструкции которой декорировали узкими тонкими полосками латуни или меди.

Она получила название «русский Жакоб», поскольку в изделиях использовалась техника отделки, введенная в свое время Жоржем Жакобом. Предметы с изысканными контурами способствовали созданию в интерьере впечатления ясности, легкости, гармоничной соразмерности.

Мебель в стиле жакоб часто украшали накладками, гофрированными вставками, прокладками в каннелюрах, розетками в местах соединений, невысокими латунными балюстрадами по краям плоскостей. Прочные конструкции, механизированные детали декора позволяли добиваться серийности производства, что, в свою очередь, способствовало доступности этой высококачественной мебели и ее широкому распространению. В России в стиле Жакоб производили большую номенклатуру мебельных изделий — от строгих бюро и книжных шкафов, кроватей и диванов, столов и тумбочек, подставок, кресел и стульев до картинных и зеркальных рам. Важным качеством этой мебели была универсальность.

Она успешно соседствовала с разностильными предметами в интерьерах самого разного предназначения, достаточно долго оставаясь модной и любимой. Интерпретируется и форма столика-бобика: он получает внушительную емкость-подстолье с небольшими ящичками для хранения рукоделия. Их изготавливают из красного дерева, ореха, карельской березы с инкрустацией и набором на крышке в виде букета, вазона с цветами, композиции с музыкальными инструментами.

Русские мебельные мастера, в совершенстве освоив сложную технику наборного дерева, начинают делать уникальные предметы: столы, бюро, шкафы, наугольные шкафы с виртуозно исполненными сложными панорамами (например, усадьбы Кусково, Московского Кремля, дворцовых ансамблей, парков, пейзажей и т. д.). Наиболее известные, непревзойденные работы в технике маркетри выполнены мастерами Н. Васильевым, М. Веретенниковым, Ф. Пряхиным. Период классицизма создает общие черты и формы и поражает целостным интерьерным ансамблем, который создается в едином характере архитектуры, интерьера и мебели. Практически все архитекторы классицизма создавали интерьеры и мебельное убранство в своем нераздельном соединении, в продуманном соотношении пропорций и богатом применении гармоничных декоративных мотивов.

Предельно ясные и безукоризненные мебельные предметы эпохи классицизма содержат бесценное понимание мастерами гармонии, красоты и совершенства формы, точности конструкции, технологичности и непревзойденного исполнения. Именно в это время российское мебельное искусство не только достигает европейского уровня, но во многом становится самостоятельным и независимым, приобретает оригинальные и неповторимые черты: теплоту, мягкость и плавность формы, удивительно тонкое ощущение натурального материала и любование его красотой, текстурой и цветом. И если ранний русский классицизм еще достаточно подражателен и вторичен, то поздний представляет собой совершенно самостоятельное и оригинальное художественное явление.

Большое разнообразие русская мебель вскоре начинает приобретать в различных социальных слоях. Так, тожественно и монументально создавались дворцовые мебельные гарнитуры и убранство парадных интерьеров Санкт-Петербурга. Другой, более простой и камерной представляла собой мебель Москвы, и совсем необычной, но уютной была усадебная мебель, сделанная руками крепостных мастеров, чрезвычайно талантливо и самобытно интерпретировавших западноевропейские и столичные образцы, привнося в них разнообразные элементы русского народного искусства.

Развитие мебели эпохи классицизма проходит определенные этапы, развиваясь, совершенствуясь и разрабатывая новые качества, такие как стилевая чистота и ясность конструкции, рационализм, удобство и трансформация. Создаются предметы, отвечающие изменяющемуся образу жизни и эстетическим критериям нового времени.

К 1800-м гг. русская мебель получит неповторимые черты уже в стиле ампир, которые будут способствовать ее мировому признанию и дальнейшему развитию.