Модерн

Абрамцево, Фёдор Шехтель и русский модерн

Абрамцево, Фёдор Шехтель и русский модерн
Оценить статью

13265673465445_w1920h1440Северо-восточной границей распространения стиля модерн является Россия, где его развитие имело собственные национальные особенности. В первую очередь они связаны с обращением русской архитектуры, изобразительного и декоративного искусства к национально-романтическим традициям и фольклору. Начало этого неоромантического направления восходит к деятельности кружка, возникшего в 1870-е гг. по инициативе С. И. Мамонтова в имении Абрамцево, которое стало местом творчества и общения выдающихся деятелей русской культуры того времени.

Среди посетителей имения были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и др. Интерес к русской истории и народному искусству инициировал у членов абрамцевского содружества неоромантические поиски, которые привели к сложению романтического «русского» стиля, предтечи и одной из составных частей русского модерна. В области архитектуры абрамцевские художники обращались не к конкретным историческим прототипам, а к обобщенным поэтическим образам древнерусского зодчества (проект церкви в Абрамцево живописцев В. Поленова и В. Васнецова, серия эскизных проектов церквей, выполненных В. Васнецовым в 1883 г.). Другим очагом русской художественной культуры рубежа XIX-XX вв. было имение Талашкино Смоленской губернии, принадлежавшее М. К. Тенишевой.

По ее инициативе в имении были организованы кустарные художественные мастерские для пропаганды и возрождения крестьянских художественных ремесел. В этих мастерских под руководством крупных художников (в том числе Н. К. Рериха и С. В. Малютина) изготавливались декоративные изделия и бытовые предметы в духе русского модерна, которые не только представляли собой единичные творческие эксперименты (как в абрамцевском кружке), но и поставлялись на внутренний и внешний рынки.

В архитектуре русского модерна можно выделить три основные ветви — национально-романтическую, интернационально-декоративную и рационалистическую. Наиболее ранние национально-романтические постройки относятся еще к 1880-м гг., первое здание интернационально-декоративной ветви модерна — к 1898 г., а постройки рационалистической ветви — к первому десятилетию XX в. Эти три ветви в 1900-е гг. существовали как бы параллельно, причем иногда даже в работах одних и тех же архитекторов.

Наиболее яркое явление русского модерна — творчество Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926 гг.), который разрабатывал все его версии. В его ранних постройках видно сильное воздействие историзма, причем стилистические предпочтения Шехтеля колебались между искусством русского и западноевропейского Средневековья.

В одном из ранних и этапных сооружений — особняке 3. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893 г.) — Шехтель использовал в качестве ведущего исторического стиля английскую готику. Однако дословное цитирование готических форм встречается только в небольших отдельных деталях (стрельчатые арки порталов и окон, филенчатые панели стен, кресла-сундуки, пламенеющие розы в ограждениях лестницы и островерхий киворий над скульптурной группой в ее нижней части, массивный каминный колпак с рельефными средневековыми рыцарями в столовой и др.). Декор ряда гостиных и залов решен в неоклассическом и неорокайльном стилях. Завораживающие интерьеры особняка рассчитаны на их динамическое восприятие в движении.

Из сумрачного вестибюля парадная лестница ведет к расположенному чуть выше просторному светлому аванзалу, раскрывающемуся в сад огромными витражами с готическим рисунком переплетов. Затем лестница на второй этаж увлекает посетителя в обратном направлении, причем по оси движения также находится большое готическое окно, но уже выходящее на улицу.

Трехкратное изменение направления движения по мере подъема разворачивает перед посетителем новые пространства и уже пройденные, но воспринимаемые в новых ракурсах. Динамичность сложного перетекающего пространства входной группы помещений усиливается тонкой игрой естественного света, слегка подкрашенного с помощью цветных розовато-кремовых стекол витражей.