Модерн

Антонио Гауди и каталонский «модернизмо»

Антонио Гауди и каталонский «модернизмо»
Оценить статью

1234Английский модерн проявился более всего в графике (О. В. Бёрдсли), декоративном искусстве и дизайне (А. Нокс, К. Дрессер, Ч. Р. Эшби). Архитектурный авангард рубежа веков в основном развивал идеи, воплощавшиеся в английском загородном сельском коттедже (единство формы и функции). Наиболее известный архитектор того времени Чарлз Ф. Э. Войси (1857-1941 гг.) рассматривал жилой дом как произведение искусства. Он создавал рисунки обоев, ковров, проектировал мебель и различные предметы обихода.

Его коттеджи 1890-х гг. предвосхищают чуть более поздние постройки Макинтоша, вклад которого в развитие архитектуры и искусства интерьера XX в., как и в художественное значение школы Глазго среди других городов Великобритании, неизмеримо более велик. Стилистическое многообразие в архитектуре модерна наиболее наглядно прослеживается при сравнении особенностей этого стиля в архитектуре и искусстве Шотландии и Испании, а точнее, Каталонии (постройки модерна, или, как его там называют, «модернизмо», концентрируются почти исключительно в этой испанской области).

Такое сравнение показательно еще и потому, что в Каталонии (как и в Шотландии) на рубелсе веков имелся единственный и притом гениальный лидер архитектурного авангарда — Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926 гг.). Наиболее крупными представителями испанского «модернизмо» были также Луис Доменек-и-Монтанер, Мануэль Распаль-и-Майоль, Рафаэль Хулио Масо-и-Валенти и X. Пуч-и-Кадафальк. Антонио Гауди не выдвигал каких-либо программ и был архитектором-одиночкой, фанатично преданным своему делу.

Он единолично выполнял весь комплекс проектных работ, в том числе импровизированно проектировал «на месте», во время проведения авторского надзора. Строителям даже приходилось переделывать уже готовые части отделки до тех пор, пока результат не удовлетворял архитектора. Своеобразие архитектуры А. Гауди и каталонского модерна в целом объясняется спецификой развития испанской архитектуры, в которой соседствовали и нередко смешивались западноевропейские и арабские мотивы.

В творчестве Гауди орнаментальное богатство исламского искусства интегрировалось с готической конструктивной логикой, безудержной барочной пластикой форм и антиклассицистической яркостью цвета. Традиционные для интернационального модерна декоративные мотивы (линия удара бича, развевающиеся женские волосы, ирисы и т. д.) почти не встречаются, а палитра используемых художественных приемов и материалов настолько многообразна, что кажется непредсказуемой.

Тяга к разнообразию и богатейшая творческая фантазия, пронизывающие творчество А. Гауди, делают его работы непохожими друг на друга и нередко выводят их из привычных рамок модерна. Многие работы Гауди удалось реализовать благодаря финансовой поддержке графа Эусебио Гуэля, дававшего неограниченный простор для творческой фантазии автора. По его заказу в Барселоне были построены дворец, усадьба, парк и колония.

Дворец Гуэля (1886-1889 гг.) — одно из ранних, но уже выдающихся и показательных произведений архитектора. Фасад этого здания относительно строг и композиционно упорядочен. Семнадцатиметровый купольный зал является композиционным стержнем дворца.

Живописность его асимметричного, перетекающего по горизонтали и вертикали многопланового пространства усиливается динамичным естественным освещением. Свет проходит через арки соседнего холла, из окон башни, круглого зенитного фонаря и небольших круглых отверстий купола, создающих образ звездного неба.

Значительную роль в художественном образе зала играет взаимодействие различных строительных и отделочных материалов, дополняющих или контрастно противопоставляющих друг другу свою фактуру, цвет и тектоническую значимость. В конструкциях использован железобетон, из кирпича выложены плоские своды. Солирующими же материалами стали полированный и матовый камень различных оттенков (стены, колонны, порталы, арки, облицовка купола) и металл (балки, ограждения лестниц, решетки, кованые элементы осветительной арматуры).

Разнообразие и уникальность деталей являются творческим принципом Гауди. В интерьерах дворца Э. Гуэля расположены 127 колонн, и все они — разные. Архитектор расширил геометрию форм, впервые использовав параболические арки (трехпролетные аркады из полированного камня напротив окон в гостиной и столовой).