Модерн

Архитектура Ар нуво во Франции

Архитектура Ар нуво во Франции
Оценить статью

samaritainВо Франции архитектура ар нуво распространялась с середины 1890-х гг. под определенным влиянием соседней Бельгии. Крупнейший архитектор французского модерна Эктор Гимар (1867-1942 гг.) использовал полученную им в 1894 г. стипендию для поездок в Англию, Шотландию и Бельгию, где познакомился с творчеством В. Орта и П. Ханкара. Излюбленный материал Гимара — металл (железо и бронза) — обретает в его творчестве качества гибкости и пластичности.

Первой значительной архитектурной реализацией Гимара стал Кастель Беранже, 30-квартирный жилой дом на улице Ля Фонтен в Париже (1898 г.). Фасад большого семиэтажного дома был асимметричен, форма и размер окон разнообразны, а в отделке свободно сочетались камень, кирпич, пластичные линии металла оконных и балконных решеток. При планировке здания было предусмотрено значительное разнообразие квартир, решение которых отличалось практичностью и комфортом, а не богатством декоративных форм и роскошью отделочных материалов.

Декоративные средства были в наибольшей мере сконцентрированы в интерьере главного подъезда — прохода во внутренний двор. Его композиционной основой стала (как и у В. Орта) орнаментальная тема линии удара бича, которая просматривается в рисунке металлической решетки входного портала и декоративных металлических кронштейнов решеток боковых стен, как бы перетекающих в аналогичные по стилистике и общему синему цвету графические орнаменты плафона.

Известным во всем мире имя Гимара сделали входы в парижское метро (1899 г.). Оформление входов целиком выполнено из литого железа, покрашенного в зеленый цвет. Некоторые входы, например на станции «Порт Дофин», «Абресс» и «Шатле», имеют также легкую, как бы парящую кровлю из матового зеленоватого стекла. Их лестницы, ведущие вниз, обрамлены двумя столбами, каждый из которых расходится на три изгибающихся ствола: два из них служат опорой для стеклянных светильников, а третий поддерживает вывеску и формирует входную арку.

Шрифт этой вывески, также разработанный Гимаром, стал образцом шрифтовой стилистики ар нуво, а столбы, ассоциирующиеся со стеблями фантастических цветов-светильников, — одним из символов Парижа. Все конструктивные и одновременно декоративные элементы входов в метро (арка, фонари, решетки ограждения) являются абсолютно уникальными произведениями и одновременно объектами серийного промышленного производства, для которого Гимар создал каталог моделей литья. Идея стандартизации, реализованная им в промышленном производстве декоративных элементов из металла, впоследствии была использована для объемного строительства (в 1920 г. он подал заявку на патент системы, позволявшей выполнять монтаж стандартизованных элементов сборного дома).

В период модерна Гимар построил многочисленные здания, в которых оттачивался его стиль: от буйства фантастических архитектурно-скульптурных форм — к большей строгости, ставшей первым предвестником функционализма 1920-х гг. Примером большей сдержанности в использовании художественных средств может служить парижский особняк Поля Меззара, созданный Гимаром в 1911 г. Композиционным ядром этого дома является двухсветный атриум — выставочное помещение и приемный зал хозяина, освещаемый большим зенитным витражом. Здесь Гимар верен теме выявленного металлического каркаса в конструкции лестницы и потолка. Правда, они не выделены цветом из общего сдержанного колористического решения интерьера, основанного на градации теплых оттенков (желтоватые стены, паркет пола и стекла витражей, орнаментальная графика зенитного фонаря).

Единственные контрастные элементы — балюстрада антресольных галерей и арматура светильников, которые выполнены из кованого железа и противопоставляют свой темно-коричневый узор светлому фону стен и потолка. Кроме Гимара, в Париже наиболее значительными архитекторами модерна были Жюль Лавирот (1864-1924 гг.) и Франц Журден (1847-1935 гг.). Творчество Лавирота характеризуется преобладанием роли фасада в архитектурном формообразовании, доведением пластической сложности его решения до экстремальных крайностей и некоторой стилистической эклектичности (жилые дома в Париже на ул. Рапп, ул. Аббевиль, Керамическая гостиница на ул. Ваграм).