Модерн

Авторские элементы

Авторские элементы
Оценить статью

3451Особенно много новаторских элементов отделки и оборудования интерьеров использовано в столовой: белым глазурованным кирпичом облицованы стены и своды, камин совмещен в один вертикальный блок с буфетом, деревянный паркет на полу центральной части комнаты скомбинирован с керамическим бордюром, в тимпанах стен расположены барельефы, выполненные скульптором Пьером Бараком. Для бельгийской архитектуры Виктор Орта является своего рода национальным героем. В 1961 г. его дом-студия получил статус музея, что стало признанием не только вклада мастера в развитие модерна, но и самого модерна как крупного художественного явления в истории архитектуры со «столицей» в Брюсселе.

Архитектура ар нуво в Брюсселе представлена постройками многих известных архитекторов, среди которых необходимо выделить Поля Ханкара, Поля Амесса, Гюстава Серю-рье-Бови, Эрнеста Блеро и Поля Коши. Характерной чертой бельгийского и всего европейского модерна является творческая разносторонность и профессиональная эволюция его виднейших представителей, зачастую проходивших путь от изобразительного и декоративного искусства к архитектуре.

Особенно показательный пример дает творчество Анри ван де Вельде (1863-1957 гг.), которому часто приписывают роль первооткрывателя ар нуво. Путь от живописи к прикладному искусству и архитектуре он проделал под значительным влиянием идей Морриса.

В отличие от многих художников модерна, он отвергал в своих работах изобразительные начала орнамента (стебли, цветы, женские фигуры и т. д.) и культивировал абстрактную линию, роль которой в формообразовании различных предметов часто абсолютизировал. Широкую известность А. ван де Вельде принесло участие в оформлении четырех комнат художественного салона «Ар нуво» Сэмуэля Бинга (1896 г.), название которого впоследствии было использовано для обозначения нового стиля во Франции и Бельгии. В 1900 г. А. ван де Вельде переселился в Германию, где выполнил наиболее значительные архитектурные работы — музей в Хагене (1902 г.), здание Высшего технического училища прикладных искусств в Веймаре (1906 г.), дом Хоэнхоф в Хагене (1908 г.), дом Шпрингмана в Хагене (1913 г.), театр на выставке Веркбунда в Кёльне (1914 г.). Интерьерам построек этого времени, несмотря на характерную для авторского почерка игру кривых линий, присущи большая строгость и простота.

Как универсальный проектировщик Анри вам де Вельде внес большой вклад и в развитие индустриального дизайна. Вместе с П. Беренсом и Г. Мутезиусом он в 1907 г. участвовал в создании германского художественно-промышленного союза — Веркбунда.