Модерн

Декоративная линия

Декоративная линия
Оценить статью

artnuvo2Декоративная линия, выраженная в пластичных и изысканных флоральных формах ар нуво, представлена художниками Бельгии и Франции. Параллельно развивалась конструктивная рациональная линия с ясным построением прямолинейных форм, свойственная дизайну Англии, Германии, Австрии и России; лидером этого направления стал Ч. Р. Макинтош. Национальная линия, выраженная поиском новых форм в народном искусстве, характеризовалась одновременно рационализмом и поразительной декоративностью.

Она представлена «русским» стилем и индивидуальными поисками крупнейших мастеров интерьера и мебели. Так, в Италии Карло Бугатти создал неповторимый фантазийный стиль, в котором черты чистого модерна перекликаются с элементами мавританских мотивов, используются дерево экзотических пород, пергамент, инкрустации в виде геометрических орнаментов из слоновой кости, перламутра, цинковых и латунных пластин, обильные украшения кистями и бахромой.

А в Испании Антонио Гауди проектирует мебельные предметы, органичные для интерьеров его неповторимой архитектуры, создает камерные пластические шедевры. Модерн европейских стран представлял собой разнообразное, но Внутренне единое течение с определенными стилистическими чертами.

Это прежде всего возврат к функциональности, освобождение от излишнего декора эклектики, создание совершенно новых форм на основе единого формообразующего начала, сочетавшего конструкцию и декоративность. Схемы построения вещей в модерне меняются незначительно, но оболочка обретает неожиданную индивидуальную форму.

Сохраняя удобство предмета, мастера стараются уйти от выявления таких схем, что ведет за собой использование материала вопреки его тектоническим свойствам. Основополагающим становится стремление художника получить ту или иную виртуозно нарисованную кривую. Так, волнистые очертания придаются всем материалам и деталям без исключения.

Большое значение имеет сочетание разных фактур и материалов: естественных и крашеных поверхностей дерева, всевозможных видов декора из стекла и керамики, накладок из металла, подчиненных избранному ритму и графической теме. Формы и тона организуются не по принципу контраста, который в модерне редок, а по принципу сопоставления, повтора, нюанса.

Силуэты вещей смелы и разнообразны, а кривые — неповторимы. Это делает мебель модерна не столько скульптурной, сколько графичной. Приверженцы модерна порывают с классицизмом, отбрасывают характерные для него симметрию и архитектоничность, заменяя их свободной пластической композицией и асимметрией.

Основным идейным принципом нового направления стал отказ от прямой преемственности предшествовавших стилей, от бесконечных подражаний, порождавших всевозможную эклектику. Новый стиль черпает мотивы и формы в изяществе и пластичности рококо, в средневековом искусстве, в орнаментах кельтов и крито-микенской культуры, в плоскостной графике и прикладном искусстве Японии и индонезийского острова Явы, однако влияния и заимствования подвергаются глубинной переработке и обретают неожиданную интерпретацию. Следовавшие «природному началу» мастера модерна отвергали «фанатизм симметрии», противопоставляя ему принцип «равновесия масс».

По сути, модерн — это такая же блистательная стилизация, но уже не исторической формы, а природной. Место исторических заняли органические мотивы, законченные очертания сменились бесконечно длящейся линией «удара бича» (визитной карточкой стиля стал рисунок вышивки Г. Обриста «Удар бича»).