Модерн

Дом Роби

Дом Роби
Оценить статью

167Тема четкой структурной геометрии деревянных элементов проводится и в спроектированных Райтом для дома Роби отдельно стоящих предметах мебели (это табуреты, стулья с высокими спинками, монументальный обеденный стол, массивные деревянные опоры которого завершаются своеобразными торшерами из цветного стекла). Чисто декоративных элементов в интерьерах дома довольно мало, однако как элементы декора можно рассматривать практически все деревянные детали отделки и оборудования. Кроме того, в окнах и выходящих на протяженный балкон второго этажа многочисленных высоких дверях прозрачные стекла имеют ажурные геометрические витражные вставки, которые как бы накладываются на видимый сквозь них пейзаж.

Цветные витражи, а точнее, вставки небольших кусочков цветного стекла очень часто использовались Райтом в интерьерах жилых и общественных зданий. Рисунок этих почти прозрачных витражей обычно складывался из комбинации вертикальных, горизонтальных и диагональных линий металлической протяжки, причем диагональные линии нередко были превалирующими.

Интерьеры жилых домов Ф. Л. Райта периода прерий легко узнаваемы по композиционным приемам организации внутреннего пространства, в котором отдельные зоны (кроме спален) свободно просматриваются, создавая ощущение простора и живописной многоплановости. Интеграции интерьеров в единое переливающееся пространство способствует и характер их отделки.

Частым приемом Райта было проведение через различные пространственные зоны по стенам и потолкам системы накладных деревянных брусков, которые связывали элементы оборудования (оконные переплеты, подоконники, встроенные шкафы и полки, столы, диваны, потолочные витражные решетки, двери и т. д.) в единую взаимопроникающую структуру (наиболее показательны в этом отношении интерьеры дома Ф. Литтл в штате Миннесота, 1912 г.). Важным элементом интерьеров является массивный каменный или кирпичный камин, нередко играющий роль композиционного ядра всего дома. Топка и колпаки каминов всегда четко геометричны, а их объемы интегрированы с элементами оборудования (полками, диванами, потолочными витражами).

Кроме индивидуальных жилых особняков в период прерий Райт проектировал многоквартирные дома, общественные и культовые сооружения. Крупнейшим его сооружением в это время стала Унитарианская церковь в Оук-Парке (1904-1907 гг.), выполненная из бетона.

В ее архитектуре особенно показательны принципы проектирования «изнутри — наружу» и разрушения коробки, абсолютный приоритет внутреннего пространства над внешним объемом. При создании планово-пространственной структуры церкви Райт применил излюбленный прием группировки различных зон вокруг центрального атриумного пространства, освещаемого сверху при помощи фонарей и расположенных в верхних частях стен световых проемов.

Внутри относительно глухого здания пространство свободно перетекает по уровням галерей, окружающих атриум. Сложность пространственных связей интерьера подчеркивает система деревянных тяг, которые проходят по поверхностям стен, потолков, ограждений балконов, акцентируют зенитные фонари, престол, находят продолжение в ритме вертикально подвешенных к потолку длинных деревянных брусков, несущих светильники в виде матовых стеклянных кубов и шаров. Ограждающие конструкции интерьера формируют сложную пластику его пространства, подчеркиваемую графикой темного дерева на фоне светлых, тонко нюансированных по цвету архитектурных плоскостей.

Стиль прерий с его яркими авторскими чертами очень быстро получил популярность в США и вскоре превратился в школу прерий, так как его формальный язык переняли многие коллеги и конкуренты Райта. К этой школе можно отнести постройки американских архитекторов Д. Г. Элмсли, Ф. Б. Байрна, У. Драммонда, М. Мэхони, М. Ханта, Д. Перкинса, Р. К. Спенсера, В. Ватсона и других. Интерьеры школы прерий и самого Ф. Л. Райта трудно однозначно причислить к модерну.

Однако в них молено найти много общих черт и композиционных приемов, близких к творческому методу представителей рационалистического крыла Венского Сецессиона и Ч. Р. Макинтоша. Эти черты особенно явно проявляются в декоративных элементах, например в художественном решении витражей, которые в период модерна получили самое широкое распространение в разных странах.