Модерн

Движение искусств

Движение искусств
Оценить статью

modern-4Художники Движения искусств и ремесел не столько предложили новые формы, сколько сформулировали свежее представление об эстетике прикладного предмета. Их идеи были созвучны эстетике религиозных американских общин шекеров, которые изготавливали для своих нужд простые, конструктивные, функциональные предметы обихода, практически лишенные декора. Кроме того, Движение продолжило английские традиции, сложившиеся в XVII в. Показанные на выставке, организованной к столетию Филадельфии (1876 г.), и Выставке века в Нью-Йорке, их изделия привлекли к себе всеобщее внимание.

В то время идеи Движения были обречены на неудачу из-за несоответствия тенденциям быстро расширявшегося машинного производства, но они предвосхитили многие эстетические и общественные направления будущего, послужили теоретической основой нарождавшегося дизайна. Воззрения Рёскина и Морриса приводят к возникновению сначала в Англии, а затем в США творческих групп, которые развивают их идеи, — Гильдии века (1882 г., возглавлял Артур Хейгейт Макмёрдо), Гильдии работников искусств (1884 г., Ричард Норман Шоу), Гильдиии школы ремесел (1905 г., Чарльз Роберт Эшби) идр. Простоту архитектурных мебельных форм провозглашают также дизайнеры Э. Хилл и Ч. Войси. Творческие объединения перерастают в фирмы, которые производят новые предметы на основе компромисса механизированного производства и ремесленного мастерства.

Так, фирма «Кентон и К0», которой руководил Эрнест Гимсон, разрабатывала мебель в простом, даже несколько грубоватом стиле. Изготавливали ее профессиональные краснодеревщики по эскизам художников.

В изделиях этой фирмы прослеживалось обращение к соразмерным рациональным образцам английского мебельного искусства XVIII в., соединенное с народной традицией. Конструктивный ясный характер этой мебели с нарочито простой обработкой поверхностей и минимумом украшений отчетливо проявился в стуле со спинкой лесенкой, выполненном из ясеня по проекту Э. Гимсона (1895 г.). Фирма «Объединенные ремесленники» Густава Огикли (США) выпускала мебель в строгом функциональном стиле, напоминавшую изделия шейкеров. Она отражала чисто американские эстетические ценности — добротность, ясность, конструктивность, удобство.

Делали ее из скромных местных пород, чаще всего дуба, поэтому она была недорогой и доступной среднему американцу. Мастера Стикли не подражали европейским стилям, и их мебель была самобытным, оригинальным явлением, отличалась «независимостью и здравомыслящей прямотой», которые проходят через всю американскую культуру создания красивой и качественной продукции. Выпускала мебель в новом стиле и американская фирма «Ройкрофт», организованная Э. Хаббардом.

С 1901 г. она начала создавать строгую мебель в «миссионерском» духе, сходную с произведениями Стикли, такую же простую и добротную. Демократические установки Хаббарда состояли в том, что «прекрасные предметы должны быть доступны каждому». Стикли и Хаббард, в отличие от Рёскина и Морриса, искали компромисс с машинным производством.

Однако основной фигурой, которая примирила и объединила идеи Движения искусств и ремесел и механизированного производства, стал архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Его предметы мебели (например, кресло щитовой конструкции с вкладными мягкими подушками, стулья, столы, светильники, панели и т. д.) были простыми и конструктивными, но не сухими и пуританскими. Они выявляли красоту и достоинство материала, в том числе «теплоту» древесины, возможности его формообразования и отделки.

Особую известность получило стальное конторское кресло с крестовидной опорой на роликах и поворачивающимся сиденьем. Это кресло можно считать исключением в творчестве Райта, так как его любимым материалом было дерево.