Модерн

Финский национальный романтизм

Финский национальный романтизм
Оценить статью

60037573Национально-романтический модерн имел различные стилистические характеры в разных странах. В Финляндии важным фактором формирования искусства неоромантизма был карело-финский народный эпос. Увлечение фольклорно-мифологическими сюжетами, народным творчеством, этнографией и средневековыми образами соседствовало с влиянием европейского модерна и возрастанием интереса к средовым видам искусства.

Большую роль в формировании национально-романтического направления сыграл художник А. Галлен-Каллела, который основал фабрику «Ирис», выпускавшую разнообразную художественную продукцию в финском стиле. Одной из его этапных работ стали роспись плафона и оформление отдела фабрики «Ирис» в финском павильоне на Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Этот павильон, спроектированный архитекторами Э. Саариненом, Г. Гизеллиусом и А. Линдгреном, принес известность его создателям, которые образовали архитектурное проектное бюро «ГЛС» (Гизеллиус, Линдгрен, Сааринен).

В каменных зданиях истоком национального романтизма служили местные средневековые крепости и церкви, сложенные из грубо отесанных камней, тяжеловесные и простые по своим формам. Суровая брутальность архитектуры финского национального романтизма дала повод назвать ее стилистику неороманской. Наибольшее признание из работ бюро «ГЛС» получил помещичий дом Суур-Мериоки близ Виипури (Выборга), построенный в 1901-1903 гг., — крепостное сооружение с башней и массивным гранитным фундаментом, переходящим в замыкающую двор стену.

Предметно-пространственная среда большого дома задумывалась как целостный художественный объект, мастерски синтезирующий различные пластические искусства. Особенно показателен в этом отношении вестибюль дома, главная стена которого прорывалась огромной арочной нишей, напоминающей грот.

В симметричной нише располагался камин с топкой, который входил в систему встроенного оборудования, включающую в себя полки и два расположенных друг против друга дивана. Симметрию композиции, акцентирующую каминную зону, подчеркивали висящие по ее оси медные светильники, треугольный в плане каминный колпак и расположенные на его гранях и в торцах диванных спинок декоративные фольклорные вставки.

Стилистический почерк бюро «ГЛС» не ограничивался национально-романтической карело-финской ориентацией. В интерьерах дома Ремер в окрестностях Берлина (1905-1908 гг.) финские архитекторы продемонстрировали виртуозное владение всем арсеналом художественных приемов интернационального модерна.

Здесь декоративные элементы немногочисленны и строго геометричны, цветовая гамма сдержанна, фольклорные мотивы отсутствуют, все детали подчинены графической теме, объединяющей отделку стен, оборудование и мебель. Эти черты особенно наглядно просматриваются в интерьере спальни, предметно-пространственные компоненты которой объединены в единую систему пластики стен и встроенного оборудования. В ней нет ни одного отдельно стоящего предмета и ни одного самоценного произведения искусства, а скупые декоративные детали входят в общую взаимопроникающую структуру различных составляющих архитектурной среды.

В типологическом отношении архитектура финского модерна кроме жилых построек охватывает общественные, культовые и промышленные здания: Центральный вокзал в Гельсингфорсе (Хельсинки) 1904-1914 гг., Эстонский банк в Ревеле (Таллине) 1912 г., ратуша в Лахти 1912 г. Национальный романтизм был господствующим, но не единственным направлением в архитектуре финского модерна. Более рационалистическим подходом к формообразованию архитектуры и композиционной организации пространства интерьеров характеризовалось творчество С. Линквиста и С. Фростеруса, близкое по характеру к Венскому Сецессиону и брюссельскому ар нуво.