Модерн

Голландский брутализм Хендрика Берлаге

Голландский брутализм Хендрика Берлаге
Оценить статью

0_5e6db_562ceef6_-2-XXLОригинальная, чисто национальная интерпретация стиля модерн сложилась в архитектуре Голландии. Ее основоположником был Хендрик Петрус Берлаге (1856-1934 гг.). Сам архитектор не причислял свое творчество к искусству модерна, которое критиковал и не считал современным стилем. Любую отделку, камуфлирующую материал здания, он считал ложью. В этом отношении его творческие принципы и архитектурные работы молено считать предтечей необругализма, представители которого заострили внимание на вопросах архитектурной морали.

Наиболее значительным произведением Берлаге является здание Фондовой биржи в Амстердаме (1897-1903 гг.). Оно характеризуется четким рациональным решением плана, композиционный центр которого — перекрытый стеклянной кровлей огромный операционный зал, воспринимаемый как внутренний двор с трехъярусными галереями. Неоштукатуренная кирпичная кладка стен и металлические клепаные фермы, несущие остекленное перекрытие, в этом атриумном пространстве бескомпромиссно обнажены, а все конструктивные стыки четко выявлены. Под каждой фермой стена укреплена кирпичным выступом, завершающимся блоком тесаного камня, на который опирается шарнир рамы.

Блоки светлого тесаного камня входят и в систему гранитных опор как своеобразные, находящиеся в одной плоскости со стеной капители, на которые опираются архивольты арок. Архитектурно-художественный образ интерьера операционного зала основан на контрастном сочетании двух противоположных начал — суровой простоты массивных кирпичных стен с темными пролетами аркад лоджий и ажурности легких перекрытий из металла и светящегося стекла. Острота и композиционная ясность этой темы делают интерьеры амстердамской биржи этапными не только в творческой биографии Берлаге, но и во всей западной архитектуре того времени.

Формы поздних его построек более строги и кубистичны (например, таков муниципальный музей в Гааге, 1920-1935 гг.). Однако и в них Берлаге остался верен своему принципу «правды материала».