Модерн

Интерьеры конца XIX в

Интерьеры конца XIX в
Оценить статью

perevertyshИнтерьеры конца XIX в. подчиняются общему характеру времени, стремясь к архитектурности. Номенклатура мебели становится значительно меньшей, чем в период эклектики, резко сокращаясь лишь до самых необходимых функциональных предметов. Так, почти исчезает из интерьеров мягкая кутаная мебель.

Значительно меньше становится тканей, бархатам и плюшам предпочитают простой или расписной холст с ручной набойкой, вышивкой или аппликацией, которая входит в моду. Мягкая мебель практически не употребляется, на деревянных скамьях, креслах и стульях часто отсутствует обивка сидений.

Как и в европейском модерне, вследствие тяготения к архитектуре, к усложнению объемно-пространственной композиции появилась встроенная и комбинированная мебель. Она не предназначалась для перемещения в интерьере, была конструктивно соединена с архитектурой, с панелями стен и образовывала сложные композиции, целые агрегаты из буфетов, диванов, кресел, полок, шкафчиков, тумб и предполагалась как хорошее вложение в самого себя, ну а  что такое инвестирование все знали уже с тех времен и делали это грамотно и правильно.

Такая конструкция, во-первых, была связана со стремлением к рациональности и органическому соединению с архитектурой, а во-вторых, вторила давней исторической традиции (например, встроенной в стену лавке древнерусского дома). Комбинированные емкости и формы проектировались и создавались уже как совершенно новое явление — встроенное (секционное) оборудование.

Все вместе стремилось к максимальному удобству, комфорту и рациональной организации жилища. Творческие художественные поиски в рамках национально-романтической линии русского модерна в основном представлены творчеством двух крупнейших художественных центров — Абрамцево под Москвой и Талашкино под Смоленском. Мебель Абрамцевской мастерской начала XX в., выполненная по эскизам Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова, основана на геометрической или изобразительной орнаментальной резьбе.

Она покрывает каркас изделий, используется в композиции столов, стульев и кресел, причем резное дерево контрастирует с гладкими матовыми поверхностями. Поленова создала многочисленные проекты для столярной мастерской. Она изучала древнерусскую мебель, иконные изображения и народные образцы, геометрически строгие формы которых первоначально лишь стилизовались, но постепенно стали самостоятельными мотивами и образами.

Они создавались по принципам, родственным крестьянскому, патриархальному искусству, в котором начали видеть идеалы и эстетику национальной русской культуры. Большое влияние на формирование характера мебели Абрамцевской мастерской, а через нее — на становление интерьера в «русском» стиле оказало творчество В. М. Васнецова, в том числе его мебельные проекты, монументальные, театральные и живописные работы. Позднее в мастерской создавали предметы по эскизам Н. Я. Давыдовой и М. Ф. Якунчиковой.

Там делали диваны и скамьи с традиционными для русской мебели перекидными спинками, конструктивные стулья и кресла, шкафы и лари в виде поставцов, разнообразные шкафчики и полочки, столы с резными подстольями. Из крестьянского дома и древнерусского храмового интерьера были заимствованы два основных декоративных мотива геометрической и объемно-изобразительной резьбы.

При этом конструкции, трактовка материала, соотношение формы и декора в мебели были новыми. При четкости орнаментального рисунка и ритма резьба теряла самостоятельное значение и подчинялась форме предмета.

А впечатление архаической древности, даже сказочности предметов обретало эстетический и содержательный смысл, специально подчеркивалось. В гарнитуре, выполненном по рисунку В. М. Васнецова, буфет сделан в виде поставца приземистой формы, в котором чередуются мотивы резьбы в виде стилизованных птиц, розеток, солнечных ликов.

К сочетанию геометрического и изобразительного декора добавлена раскраска резных частей. В более поздних вещах помимо обильной резьбы введены покрытие чеканным металлом, вставки из искусственных камней, жанровые масляные панно.