Модерн

Искусство витража

Искусство витража
Оценить статью

x_d5493348Искусство витража, почти не применявшееся ранее в русской архитектуре, переживает подъем именно в период модерна. В интерьерах особняка 3. Г. Морозовой цветные стекла использованы не только в окнах, но и в люстрах, и во внутренних перегородках. Цветные, рифленые, зеркальные, гравированные, резные, трубчатые и другие стекла, получившие самое широкое распространение в разнообразных по типологии интерьерах модерна, изготавливались в 20 витражных мастерских Санкт-Петербурга.

Крупномасштабность является отличительной чертой большинства интерьеров Ф. О. Шехтеля. В особняке А. В. Морозова во Введенском переулке (1895 г.) высота небольших комнат превосходит почти в четыре раза. Интерьеры этого особняка представляют собой своеобразный пик романтических увлечений архитектора Средневековьем.

Они заселены фантастическими скульптурными существами (химерами, чудовищами, масками), наполнены флоральной орнаментикой, геральдическими вставками и миниатюризированными архитектурными деталями. Скульптуры входят в мифологизированные интерьеры как живые существа.

Стилизации на тему готики и русские стилизации в творчестве Шехтеля имеют одну общую черту. Это гротеск, основанный на сочетании утрированной прорисовки исторических деталей и пластического решения внутреннего пространства, освещаемого огромными светопроемами.

Среди построек Ф. О. Шехтеля, относящихся к интернационально-декоративной ветви русского модерна, этапным является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1902-1906 гг.). В этом отдельно стоящем здании комнаты свободно и асимметрично сгруппированы вокруг лестничного холла. Планировка особняка очень компактна и рациональна: в нем нет ни коридоров, ни парадных анфилад, пространство многих комнат раскрывается большими проемами друг в друга и в лестничный холл.

Перетекание пространства происходит как по горизонтали, так и по вертикали, увлекаемое плавными изгибами лестницы, которая освещается через стеклянный потолок и крупный угловой витраж. Ограждение этой лестницы представляет собой большую функциональную скульптуру из искусственного серого мрамора, развивающую излюбленный модерном мотив волны, которая на взлете выносит вверх светильник-медузу. Колористическое решение большинства интерьеров основано на сочетании светлой штукатурки с тонированным деревом (филенчатые панели нижних частей стен, паркет, декоративные балки, порталы, двери, мебель).

Все остальные материалы (в основном металл, прозрачное и цветное стекло) как бы подыгрывают главной теме. Естественное освещение внутренних пространств тонко нюансировано. Образы предметно-пространственной среды наполнены одухотворенностью, лиризмом, неуловимыми настроениями, что было свойственно устремлениям модерна в целом.

Особняк А. И. Дерожинской (1901-1902 гг.) — это также произведение «чистого» интернационально-декоративного модерна. Композиционным центром является большая гостиная, размеры которой (12,6*10,7 м) и высота (11,2 м) придают ей поистине героический масштаб.

Это подчеркивается ее отделкой, оборудованием и архитектурными деталями, выполненными в основном из дерева. Стены почти до половины высоты облицованы деревянными панелями со строгими прямоугольными филенками. В систему панелей входят двери и монументальный камин-очаг, выделенный выступающим из стены огромным деревянным порталом и светлым скульптурным обрамлением высокой топки в виде мужской и женской фигур.

Деревянные панели стен как бы вырастают из паркетного пола и получают композиционную поддержку деревянным потолком, монументальность которому придают массивные балки, опирающиеся на выступающие из стен деревянные консоли. В качестве точечной палитры материалов в интерьер большой гостиной входят медные детали свисающих гроздьями с потолка светильников, объединенных в крупные люстры, медные вентиляционные решетки, декоративные накладки и дверные ручки.

Отделка гостиной непривычно строга, а стилистика модерна проявляется только в отдельных декоративных деталях — резном фризе каминного портала, скульптурной пластике обрамления каминной топки, осветительной арматуре и фурнитуре. Дерево как композиционно ведущий материал активно присутствует в отделке и других интерьеров особняка. В лестничном холле четкая геометрия потолка контрастно противопоставлена затейливой резьбе ограждения деревянной лестницы, изображающей стилизованные цветы с инкрустированными черным деревом круглыми чашечками.

Нижняя круглая стойка этого ограждения возносит вверх медный фонарь с белым матовым стеклом, подчеркивая вертикальную устремленность пространства холла к дневному свету. Он проникает в интерьер сквозь застекленную центральную часть потолка, расчерченную деревянными рейками каркаса.