Модерн

Мебель Шехтеля

Мебель Шехтеля
Оценить статью

SONY DSCВ России период конца ХIХ начала XX в. ознаменовался чередой сменяющих друг друга ретроспективных направлений, реализацией разных линий интернационального варианта модерна, но наиболее продуктивным было сосредоточение на самобытности национально-романтической линии русского модерна. В отличие от «русского» стиля, русский модерн, ведущим мастером которого был Ф. О. Шехтель, развивался, интерпретируя формы европейского стиля. Наиболее значительными работами считаются мебель и оборудование интерьеров особняков С. П. Рябушинского и А. И. Дерожинской в Москве. Мебель Шехтеля была органично связана с особняками, в которых он создавал целостный ансамбль архитектуры, интерьера и мебельного убранства, светильников и декоративных элементов.

Шехтель прошел все этапы развития стиля: от откровенной эклектичности с ориентацией на готический стиль и рококо в особняке Морозова к виртуозной пластике линий и форм ар нуво в доме С. П. Рябушинского и до строгой мебели в духе рационалистического направления в особняке А. И. Дерожинской (1903 г.). Горка, сервант и надкаминный шкаф, сохранившиеся в столовой этого особняка, являются примерами рациональной линии интернационального модерна. Для них характерны прямые линии и четкая конструкция, прямоугольная решетка, квадраты стекол с широкими фацетами, строгий, но изящный декор фурнитуры и лишь намеки на пластику форм.

Разнообразие форм диванов, кресел и стульев, пластика их абриса создают эффект движения, перетекания одних форм в другие, в котором участвуют потолок и дверные проемы, уникальные рамы окон и полотнищ дверей, вызывая ощущение единства интерьера. Ф. О. Шехтель реализовал проект после посещения Глазго, где он построил на Всемирной выставке павильон России в национальном стиле. Безусловно, он был под впечатлением творчества Ч. Р. Макинтоша, создавая безукоризненный интерьер и мебельное наполнение.

Мебель особняка Дерожинской была частично встроенной и конструктивно соединялась с общим обрамлением залов деревянными панелями, что подчеркивало «тяготение» мебели к стенам вплоть до ощущения полного слияния с ними. Стул для столовой был высоким и стройным, С минимумом декора, при этом отличался блистательно тонкой проработкой формы.

Она не огрублена прямоугольными очертаниями, а внутренне наполнена тонкой моделировкой. К такому направлению относится и мебель, выполненная по проектам К. Л. Коровина для выставок Современного искусства и Нового стиля.

Особенно это относится к интерьеру Чайной гостиной, представлявшему собой творческую интерпретацию традиционного японского интерьера. Он оказал сильное влияние на мебель рационалистического направления, в котором лаконизм и простота имели самостоятельную эстетическую ценность. К блестящим интерьерам отечественного ар нуво можно отнести Кленовую гостиную (1900 г.) в Павловском дворце, чьи панели и мебель из серого (мореного) клена выполнены в Петербурге на фабрике «Ф. Мельцер и Ко».