Модерн

Мебель Талашкинских мастерских

Мебель Талашкинских мастерских
Оценить статью

33Мебель Талашкинских мастерских проектировали С. В. Малютин, А. П. Зиновьев, С. И. Вашков, А. Я. Головин, И. Я. Билибин, Н. К. Рерих. Их предметы, в отличие от абрамцевских, имеют массивные скульптурные формы столярной щитовой конструкции. Даже в спинках и подлокотниках кресел предпочтение отдается не каркасной конструкции, как в Абрамцево, а глухим мощным плоскостям резного дерева с пластичным изобразительным орнаментом, мотивы которого восходят к традиционным народным темам (цветы и травы, русалки и солнечные знаки, жар-птицы, сирины и львы).

В изделиях мастерской использовали для каркасов дуб и березу, для резьбы — светлую натуральную и тонированную липу, сосну и березу, для декора — различные материалы, такие как керамика, металл, крашеные стекла, декоративный камень. Говоря о мебели в «русском» стиле, нельзя не упомянуть о даровании Апполинария Михайловича Васнецова, младшего брата Виктора Михайловича Васнецова, — прекрасного художника и проектировщика уникальных предметов мебельного убранства.

Образы его разнообразных шкафов и кресел навеяны мифологией и сказочными сюжетами. Большой буфет из гостиной дома В. М. Васнецова, выполненный А. М. Васнецовым, представлялся нарядным древнерусским теремом. Художник практически «дословно» вторил архитектурным формам, наделяя их функцией мебели и перерабатывая в рациональную конструкцию.

У буфета — высокие резные крыши, полки-гульбища, ниши и парапеты, мощные крупные формы дубовых дверок и ящиков. Мотивы резьбы вдохновлены сюжетами русских сказок.

Малые буфеты украшены резными изображениями знаменитой белочки с орехами. В этом обращении «русского» стиля к архитектурной форме сказываются принципы, сходные со средневековой европейской мебельной традицией. В ее рамках формы здания и мебели были созвучны, и мебельный предмет вторил архитектурному сооружению напрямую, становясь подлинно малой архитектурной формой.

Мебельные предметы, выполненные по эскизам Апполинария Михайловича Васнецова, стали характерными образцами стиля. В его креслах, столах и буфетах с крупными выразительными формами использованы слюдяное заполнение вместо стекол, ажурные металлические петли, резные цветы, птицы, кони и гроздья винограда, мощные цоколи и развитые карнизы с мотивами кокошников. Они органично сочетаются с темами и формами традиционного русского искусства, ярко представляя национально-романтическое направление русского модерна.

Мебель в «русском» стиле с ее лаконизмом, строгой геометрией форм и простотой резко контрастировала с мебелью второй половины XIX в. При всем ее стилистическом тяготении к национально-романтической декоративности она имела уже современные черты, которые сказались в простой ясной конструкции, в четкой и логичной функциональности, в создании комбинированной и встроенной мебели. Орнаментальные сокровища народного искусства оказались плодотворными для творчества И. П. Ропета-Петрова и В. А. Гартмана, а первым начал проектировать в этом стиле И. А. Монигетти. Они создавали проекты гарнитуров мебели и отдельных предметов, а порой полного убранства интерьеров в «русском» стиле, компилируя приемы из увражей, книжных миниатюр и народньгх вышивок.

Их предметы мебели страдали избыточной орнаментацией в сочетании с громоздкими формами, что лишало их гармонии. Характерным явлением стало создание экзотических предметов, широкую популярность из которых получило дубовое кресло В. П. Шутова «Дуга, топор и рукавицы» (1871 г.). В начале XX в. меняется система оснащения интерьера.

Для состоятельных клиентов разрабатывают специальные проекты, а для среднего и широкого потребителя мебель продают в крупных специализированных магазинах. В продажу поступают самые разнообразные предметы и гарнитуры, выполненные на крупных мебельных предприятиях — Мельцера, Шмита, Баумана.

В первое десятилетие XX в. русский модерн меняет последний ретростиль — неоклассицизм, который приносит с собой новые формы. Мебель стилизуется под ампир и павловскую эпоху.

Она получает более обобщенные и упрощенные силуэты, малогабаритные формы, часто имеет прямые каннелированные ножки, используются легкие мелкие кресла с тонкими овалами спинок. При изготовлении корпусной мебели приверженцы неоклассицизма заимствуют достижения модерна в области комбинированной и многофункциональной мебели. Они начинают сочетать разные формы и создавать прецеденты комбинированной мебели уже не для обширных особняков, а скромных городских квартир с их небольшими пространствами.

Развивается понятие «жилая комната» — многофункциональное пространство, в котором собрана мебель, предназначенная для разных функций. Начинает употребляться декор из классических элементов — пальметт, венков, розеток, развевающихся лент и т. д. В рамках неоклассического стиля, соединявшего в себе различные подходы, создавали мебель И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. И. Таманов и многие другие известные русские архитекторы.

Отличительной чертой неоклассической мебели была ее нейтральность по сравнению с активными и экстравагантными образцами модерна.