Модерн

Мебель в Англии

Мебель в Англии
Оценить статью

89Одновременно с развитием общеевропейской эклектики с середины века в Англии берет начало направление, формулирующее новое понимание предметной среды. Группа художников-прерафаэлитов (У. Моррис, Э. Берн-Джонс, Д. Г. Россети, Ф. Уэбб, Длс. Седдон, Ф. М. Браун и др.) на основе идей выдающегося теоретика, художника и искусствоведа Джона Рёскина организует творческое сообщество — Движение искусств и ремесел. Оно начинает теоретически и творчески бороться с эклектикой, засильем исторических стилизаций, ретроспективностью, бушевавшими в архитектуре, интерьере, декоративном искусстве и мебельном деле. Художники вдохновляются искусством Средневековья, стремятся возродить не только ручное ремесло, но и высокий статус мастера-ремесленника, которого противопоставляют обезличенному машинному производству.

Требование первоклассного ремесленного исполнения исходит из традиций средневековой цеховой организации, идеализируемой во второй половине века. Зародившись в эпицентре викторианского стиля, это движение формирует свежее эстетическое понимание предметной среды, кардинально меняет образы и идеалы, ставит новые задачи. И хотя его представители вдохновляются романтическими и утопическими представлениями того времени, они готовят новый этап развития декоративного искусства и дизайна, который начнется в XX в. Движение искусств и ремесел возвращается к народным ремесленным истокам творчества, к созданию эстетически продуманной среды обитания каждого человека.

Члены сообщества воспринимают декоративное искусство и интерьер в целом не только как оформление жизни, но и как средство эстетического воспитания общества. Вместе они создают новую стилистику, образ современного интерьера, который станет популярным впоследствии. При создании частного дома У. Морриса из простого красного кирпича встала задача создания нового интерьера и всего его оборудования.

Это повлекло за собой организацию в 1861 г. фирмы «Моррис, Маршал и Фокнер — работники искусства», а в 1875 г. — компании «Моррис и КО», выпускавших обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. В мебели «Моррис и К»» черты современности перекликались с поэтически воспринятыми средневековыми традициями и функциональным характером народного искусства, из которого авторы черпали идеи и образы.

Они создавали деревянную мебель, расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере, как ремесленные народные образцы. Эти предметы имели металлические скобы и фурнитуру, были простыми по типам и конструкции, но весьма выразительными и несли на себе отпечаток высочайшего художественного вкуса и профессионализма их авторов. Примером может служить буфет в готическом стиле (выполнен по проект) Филиппа Уэбба примерно в 1862 г. имитирующий черное дерево, окрашенный и расписанный, с панелями из тисненой и золоченой кожи.

По характеру конструкции он напоминает традиционные английские поставцы. В нижней закрытой части с дверками, ящиками и нишами имеются орнаментальные росписи и крупные накладные петли, а в верхней — открытые полки для парадной посуды.

Буфет создает впечатление изысканной роскоши и высочайшей декоративности. Фирме «Моррис и Ко» удалось создать ряд уникальных произведений, вошедших в классический ряд мирового мебельного дизайна. В их числе — серия «сассекских» кресел и стульев, которая создана на основе народной мебельной традиции английских сельских домов XVIII в. и имеет точеные детали ножек и спинок с перекладинами, традиционные плетеные сиденья.

Образцом стилистически целостного интерьера конца XIX в. стала знаменитая Зеленая столовая, созданная для музея Виктории и Альберта в Лондоне. Можно упомянуть и переоформление Тронного зала и Приемных покоев в Сент-Джеймском дворце и резиденции королевы Виктории в Шотландии.