Модерн

Немецкий югендстиль

Немецкий югендстиль
Оценить статью

0_a5ad_7c1fe47c_LИнтерьерам многочисленных городских особняков, построенных Лоосом в Вене, Париже и Праге, присущи сложная асимметричная система перетекающих пространств, использование естественных материалов и встроенного оборудования, интегрированного с архитектурными конструкциями. Из венских построек наибольшую известность получил террасный дом Густава Шоя (1912 г.). В его интерьерах зонирование отдельных пространств едва намечено. Их взаимосвязь достигается за счет общности отделочных материалов, цвета, фактуры и композиционных приемов: чистые белые плоскости потолков и верхних частей ряда стен, деревянные филенчатые панели облицовки, такие же деревянные балки, наличники и встроенное оборудование. В Германии основными центрами развития архитектуры модерна были Мюнхен, Дармштадт и Берлин.

Первый этап модерна связан с южнобаварским Мюнхеном — признанным городом искусств, молодых архитекторов, художников и литераторов. Здесь начинали свою художественную деятельность Петер Беренс, Август Эндель, Отто Экман, Бернхард Пан-кок, Бруно Пауль, Герман Обрист. В 1896 г. в Мюнхене началось издание журналов «Симплициссимус» и «Югенд», пропагандировавших новый стиль.

Название одного из журналов стало основой обозначения всего немецкого модерна как «югендстиля». В 1897 г. в Мюнхене были основаны Объединенные мастерские искусства, известные также как Мюнхенский кружок.

В этих мастерских объединились живописцы, графики, архитекторы, мастера декоративного искусства Петер Беренс, Рихард Римершмидт, Бруно Пауль, Бернхард Панкок, Герман Обрист. Мюнхенский кружок тесно сотрудничал с промышленниками и провозглашал своей целью разработку интерьеров и всей их предметной среды в духе югендстиля.

Отказ от машиноборческих идей Рёскина и Морриса, попытки связать декоративное искусство и мебельный дизайн с промышленным производством позволяют говорить об Объединенных мастерских искусства и ремесла как о предтече германского художественно-промышленного союза Веркбунда, созданного в 1907 г. и нацеленного на улучшение качества индустриальной продукции. К 1910 г. Веркбунд объединял около 360 художников, 300 промышленников и 100 деятелей культуры. Эта организация занималась привлечением художников в индустриальное производство, контролем над эстетическим качеством продукции, проведением конкурсов и выставок, издательской деятельностью.

Крупнейшим мастером югендстиля был Петер Беренс (1868-1940 гг.). Его личность и творческая биография представляют собой пример художественной универсальности, довольно типичной для выдающихся деятелей искусства эпохи модерна. От станковой живописи он перешел к созданию орнаментов в духе югендстиля, декоративному искусству, дизайну и архитектуре, причем в каждой из этих областей, которыми он занимался одновременно, Беренс проявил себя как художник-новатор. Архитектурные работы П. Беренса различных периодов характеризуются довольно широким стилистическим диапазоном.

Однозначно к модерну можно отнести только его ранние постройки, в первую очередь собственный дом в Дармштадте (1901 г.), оборудование и отделка интерьеров которого до мельчайших деталей были выполнены им в духе югендстиля. Последующие работы Беренса отмечены большей монументальностью и классицистичностью (выставочный павильон в Ольденбурге 1905 г., крематорий в Хагене 1906 г., германское посольство в Петербурге 1911 г.). В его промышленной архитектуре 1909-1912 гг. монументальность и классицистическая упорядоченность форм сочетались с их рационалистической простотой и широким использованием в конструкциях стали и стекла.

Развитие экспрессионистических идей в немецком искусстве первых послевоенных лет также наложило отпечаток, хотя и кратковременный, на архитектурный язык Беренса (вестибюль конторского здания Фарбениндустри в Хёхсте, 1920-1924 гг.). Утверждение функционачизма в архитектуре второй половины 1920-х гг. нашло абсолютно адекватное отражение в стилистике некоторых его построек того времени (террасный дом на строительной выставке 1927 г. в Штутгарте, застройка Александерплац в Берлине 1927-1931 гг., табачная фабрика в австрийском городе Линце 1929-1935 гг.).