Модерн

Новаторство Беренса

Новаторство Беренса
Оценить статью

278455_640Чистота стилистического соответствия тем или иным художественным доктринам не являлась для П. Беренса главным эстетическим критерием творчества. Большинство его архитектурных реализаций не имели конкретной привязки к стилистическим эталонам эпохи, что автоматически выводило их в глазах художественной критики того времени из разряда авангардных. Новаторство Беренса как дизайнера по интерьеру ярче всего проявилось в его работах 1910-х гг. Развитие единой художественной темы, использование общих композиционных приемов в формообразовании различных компонентов предметно-пространственной среды, широкое применение интегрированного с архитектурными конструкциями встроенного оборудования (диванов, полок, шкафов), функциональная и структурная логика, отказ от орнаментации и чисто декоративных деталей, геометричность форм мебели и архитектурных членений позволяют провести параллели с творчеством А. Лооса.

Эти принципы Беренс реализовал в спроектированных им интерьерах зданий разных типов (столовой на выставке художественных ремесел в Дрездене 1903 г., доме А. Шеде в Вет-тер-ан-дер-Рур 1904 г. и др.). Примечательно, что австриец Хоффман построил свое самое знаменитое здание в Бельгии, бельгиец ван де Вельде был автором многочисленных этапных построек в Германии, а немец Беренс в 1920-е гг. проектировал недорогие муниципальные жилища для австрийской столицы. Это свидетельствует об интернациональном характере архитектуры европейского авангарда того времени. В ней национальные школы намечены скорее индивидуальным творчеством отдельных мастеров, чем местными художественными традициями и спецификой художественного мировосприятия того или иного народа.