Модерн

Новаторы в области интерьера

Новаторы в области интерьера
Оценить статью

0_84af6_85d20acc_M.jpgНоваторы в области интерьера и мебели в Бельгии становятся Г. Серрюрье-Бови, В. Орта и А. ван де Вельде. Во Франции интересные мебельные проекты демонстрируют Ж. де Фёр, Э. Гайяр, Л. Мажорель, Э. Колонна, Э. Валлен, Г. Гимар. В Австрии творчество членов недавно образованного Венского Сецессиона представлено архитекторами и дизайнерами О. Вагнером, Й. Хоффманом, Й. М. Ольбрихом, К. Мозером, развившими оригинальное направление венского модерна.

Основанные в 1903 г. Венские мастерские стали центром создания новой мебели, тяготевшей к простоте геометрических форм, безупречным пропорциям, целесообразной конструкции и изысканной элегантности. Немецкий модерн — Югендстиль (т. е. юный, молодой), тоже имел самостоятельный характер.

Его важной чертой стал переход производства мебели на новую промышленную технологию, что позволило добиваться недоступного ранее в массовой продукции высокого качества изготовления. Принцип «жизненного ритма», присущего органическому миру, впервые провозглашает А. ван де Вельде.

Он рисует текучие растительные линии, которые очерчивают элементы интерьера, мебели, светильников, повторяются в рисунке обоев, создавая целостный, нерасчлененный ансамбль архитектуры, интерьера и полностью спроектированного им предметного наполнения. Так, фантастически изогнутый дубовый письменный стол остается удобным в эксплуатации, обеспечивая свободный доступ к выдвижным ящикам и открытым полкам на торцах. Графическое начало как бы маскирует конструктивную ценность предмета, переносит акцент на поразительную пластичность, которая подчеркивается стремительностью линий латунных накладок и даже контурами двух настольных ламп, дополняющих композицию.

Художник не стремится к усложнению формы, но его понимание органичного единства ведет к тому, что предметы послушно следуют его замыслу. Эти же принципы стали основой мебели Виктора Орта, наиболее яркие образцы которой он воплотил в особняках Сольве, Тасселя и собственного дома в Брюсселе. В них проявилось не только мастерство виртуозного рисовальщика и проектировщика, но и умение объединить все элементы интерьера, в том числе мебель, в единое целое, создать ощущение органичного роста форм и единую декоративную структуру.

Во Франции центр производства новой мебели организует в Нанси Эмиль Галле (1846-1904 гг.). Одновременно с поисками в области художественного стекла он начинает проектировать и создавать оригинальную мебель, которой придавали неповторимость эффектные виртуозные наборы и инкрустации из перламутра и стекла. Многие из его предметов выполнены в форме гибких, почти натуралистических ветвей растений и цветов в низком рельефе. Его оригинальные столики имеют стилизованные в виде натуралистичных стрекоз опоры.

Виртуозные шкафчики поражают воображение не только оригинальной формой, но и непревзойденными наборами-маркетри с изображениями тончайших пейзажей и птиц, растений, облаков и лирических далей. В последней работе «Кровать с бабочками» (другое название -«Заря и сумерки», 1904 г.) Галле с помощью крупных инкрустаций на спинках кровати, выполненных в виде дневной и ночной бабочек из перламутра и опалового стекла, достигает тончайшей передачи оттенков цвета и бликов, добивается ощущения эфемерности смены дня и ночи.