Модерн

Объемно-пространственное развитие

Объемно-пространственное развитие
Оценить статью

0_1fc7b_7eda9597_XLДальнейшее объемно-пространственное развитие террасные жилые структуры получили в доме на улице Амиро, построенном в 1922 г. Благодаря комбинации лоджий и террас увеличены их глубина и обособленность, а островное положение здания позволило последовательно завершить пирамидальную структуру и более искусно использовать внутренние пространства. Расположенный в центре этого дома-пирамиды муниципальный бассейн в достаточной мере освещен через стеклянную крышу, которой соответствует внутренний двор верхних этажей, облицованных светоотражающей керамической плиткой. Архитектура французского авангарда начала XX в. не исчерпывается художественным движением ар нуво.

Параллельно с увлечением синтезом искусств в рамках стиля модерн ряд архитекторов занимались последовательными поисками в области градостроительства, создания большепролетных интерьерных пространств и художественно осмысливали конструктивные материалы, в том числе железобетон. Активное применение железобетонных конструкций обусловило новые объемно-пространственные решения зданий разной высоты с плоскими эксплуатируемыми крышами-террасами, большими лоджиями, значительными плоскостями остекления, четкими геометрическими формами и полным отсутствием декоративных деталей.

Особенно значимый вклад в использование железобетона и выявление его специфических архитектурно-художественных качеств как нового строительного материала внес Огюст Перре (1874 -1954 гг.), реализовавший за свою долгую творческую жизнь множество проектов (часть из них — в соавторстве с его младшим братом Гюставом). Правдивое выявление строительных конструкций было для него высшим этическим законом зодчества, руководствуясь которым архитектор мог избежать поверхностного украшательства и пустой бутафории.

Огюст Перре считал, что любые ограждающие элементы должны отличаться от несущих конструкций, которые следует выявлять и на фасаде здания, и в интерьере. Одна из первых известных построек братьев Перре — жилой дом на ул. Франклина в Париже (1903 г.), на первом этаже которого располагалась мастерская самих архитекторов.

Несущие стены в этом доме были заменены тонкими железобетонными столбами, что позволило создать так называемый свободный план. Благодаря отсутствию несущих стен стала возможной планировка квартир в соответствии с нуждами жильцов — одно из решений проблемы морального старения архитектуры. Железобетонный каркас позволил максимально раскрыть жилые пространства на панораму Марсова поля и осветить лестничную клетку рассеянным светом, проникающим сквозь стену из стеклоблоков — другого технического новшества этого дома.

Одновременно железобетонные конструкции перекрытий сделали возможным создание озелененных крыш-террас на верхних этажах, являвшихся как бы продолжением интерьеров квартир. Эксплуатируемые крыши дома на улице Франклина можно рассматривать как первую практическую реализацию темы висячих садов, занимавшей умы утопистов второй половины XIX в., которые надеялись с ее помощью внести хоть немного природы в урбанизированную среду городов. Во время строительства этого дома предприятие братьев Перре еще не имело достаточного опыта использования железобетонных конструкций.

Опасаясь негативных последствий проникновения влаги в конструктивный каркас и железобетонные панели стен, О. Перре решил облицевать их керамической плиткой. В соответствии с доктриной четкого разделения несущих и ограждающих конструкций он предусмотрел два типа плиток: совершенно простые, без какого-либо декора предназначались для облицовки несущей структуры столбов и балок, а плитки заполнения с ковровым лиственным орнаментом, воспринимавшимся издали как фактура, — для защиты внешних поверхностей стен.

Орнаментальная фактура этих плиток стала, пожалуй, единственным элементом, связывающим образ дома со стилем ар нуво, который мало интересовал архитектора. В гораздо большей степени Перре тяготел к классицизму, от которого заимствовал не детали ордерных форм, а общие формообразующие принципы — ясность конструктивной структуры, четкую упорядоченность форм и симметричность композиции.